ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
информер
 





 
Галерея сайта
 

Галерея картин современной живописи, где можно картину купить, картины художников разных стран

Библиотека живописи художников разных стран: США, Кубы, Австралии, Китая и других. Классика и современность.

От: Волков Олег


Опубликовано: Июнь 14, 2007

Верно улавливая психологическую атмосферу происходящего, Репин не
показывает в картине простой и открытой радости встречи, что крайне
упростило бы содержание произведения. Но несколькими ненавязчивыми
моментами (как-то, восторженная экзальтация мальчика, свидетельствующая о
том, что в семье чтут память об отце, а также висящие на стене портреты
Некрасова и Шевченко — борцов за народное счастье) художник дает
почувствовать, что годы долгого ожидания, забот и тревог не сломили этих
людей, не убили в них веры в справедливость того дела, которому отдал все
свои силы близкий им человек. В этой теме морального оправдания героя —
высокий гражданственный пафос произведения, его этический смысл.
Серьезность и общественная значимость проблем, которые были подняты
Репиным, заставили его решать произведение на большом холсте, в формах,
очищенных от элементов жанровости и бытовизма. Современная тема получила
историческое истолкование, приобрела большое общечеловеческое содержание.
«Не ждали» — одна из самых пленерных, напоенных светом и воздухом
работ Репина. Рассеянный свет, льющийся через открытую дверь балкона,
приглушает краски картины и в то же время придает им особую свежесть и
чистоту. Эта светлая, тонко сгармонированная гамма хорошо соответствует
эмоциональному строю произведения, чистоте чувств изображенных людей.
Глубина психологического анализа, достигнутая Репиным в картине «Не
ждали», ставит его в один ряд с лучшими русскими писателями XIX века,
тонкими знатоками человеческого сердца, такими, как Тургенев, Толстой,
Достоевский.

Историческая живопись


Наряду с картинами на современные темы большое место в творчестве
Репина занимала историческая живопись. Но история для художника
существовала лишь постольку, поскольку она была связана с современностью,
помогала решать наболевшие проблемы его эпохи. Психолога-Репина и в истории
прежде всего интересовали сильные человеческие характеры, столкновения
страстей, патетика чувств, находящая выражение в яркой экспрессии лица,
драматические конфликты. Художником были созданы такие широко известные
исторические полотна, как «Царевна Софья» (1879), «Иван Грозный и сын его
Иван» (1881—1885), «Запорожцы» (1878— 1891). И здесь, как и в картинах на
темы современной жизни, Репин создает широкие эпические полотна с
множеством ярко типических образов, взятых в своей неповторимой
характерности («Запорожцы»), ищет остродраматические ситуации, чтобы
представить человека в момент наивысшего напряжения его страстей («Иван
Грозный», «Царевна Софья»).
Картина «Царевна Софья Алексеевна» была первым произведением
художника на историческую тему; полотно было написано в 1879 году, вскоре
после возвращения из пенсионерской командировки. Это, по существу, портрет-
картина.
Софья интересовала Репина как человек сильного, неукротимого
характера. В ней сочетались властолюбие, государственный ум, культура и
вместе с тем «мужицкая» грубость.
Репин изобразил Софью в келье Новодевичьего монастыря, куда она была
заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком мятеже,
направленных против Петра I. Петр сам раскрывал все нити заговора,
допрашивал свою сестру и беспощадно расправлялся со всеми ее приверженцами,
в первую очередь — со стрельцами.
На картине Софья представлена стоящей у стола, скрестив на груди
руки; она еле сдерживает бессильный гнев и негодование. Художник сумел
ярко охарактеризовать незаурядную натуру царевны, выразительно передать
историческую обстановку и существо происходящего, подчеркнув обреченность
Софьи изображением в окне головы повешенного стрельца. Как верно отметил
И.Н.Крамской, «Софья производит впечатление запертой в железную клетку
тигрицы, что совершенно отвечает истории».
Но драматизм в картине «Царевна Софья» носит в определенной мере
внешний характер. Образ Софьи не свободен от театральной аффектации
душевных движений.
Гораздо большей силой воздействия на зрителя, большим
внутренним напряжением и остротой психологического конфликта обладает
прославленная картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван».
Вот как сам художник рассказывает о возникновении ее замысла:
«Как-то в Москве, в 1881 г., я слышал новую вещь Римского-Корсакова
«Месть». Она произвела на меня неотразимое впечатление. Эти звуки завладели
мною, и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое
создалось у меня под влиянием этой музыки. Я вспомнил о царе Иване. Это
было в 1881 г. Кровавое событие 1-го марта (день убийства народовольцами
царя Александра II) всех взволновало. Какая-то кровавая полоса прошла через
этот год (участники покушения на царя были приговорены к смерти.) Я работал
завороженный. Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой
картины, прятал ее. Но что-то гнало меня к этой картине, и я работал над
ней».


« Предыдущая страница | Страница 6 из 9 | Следующая страница »




Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.