ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
информер
 





 
Галерея сайта
 

Галерея картин современной живописи, где можно картину купить, картины художников разных стран

Библиотека живописи художников разных стран: США, Кубы, Австралии, Китая и других. Классика и современность.

От: Волков Олег


Опубликовано: Июнь 14, 2007

Полотно Репина «Бурлаки на Волге», экспонированное на академической
выставке 1873 года, стало событием общественной жизни. Значение его
заключалось в том, что художник в жанровой по сути дела сцене и в жизненно-
конкретных образах сумел воплотить большие идеи своей эпохи, создав
монументальное произведение, главными действующими лицами которого являются
не герои древности, а простой народ современной ему России. Отображая
вековое угнетение народа, картина Репина открывала собой серию произведений
70—80-х годов XIX века, в которых демократически настроенные художники
выражали свои раздумья о судьбах и значении народных масс.
Стасов считал «Бурлаков» одной из самых замечательных картин русской
школы. Он писал, что Репин в ней «окунулся с головой во всю глубину
народной жизни, народных интересов, народной щемящей действительности».
Картина «Бурлаки на Волге» была одним из любимых произведений М. Горького.
В 1871 году Репин окончил Академию художеств, получив за
программную работу на заданную к конкурсу тему «Воскрешение дочери Иаира»
большую золотую медаль, которая давала право на заграничную пенсионерскую
командировку. Пробыв за границей с мая 1873 по июль 1876 года,
преимущественно в Париже, Репин, как и ряд других художников его времени
(Перов, Поленов), не дожидаясь окончания срока пенсионерства, вернулся в
Россию и сразу же поехал к себе на родину, в Чугуев, мечтая в
непосредственном общении с народом почерпнуть новые темы и образы для
своего творчества.
Пребывание в Чугуеве оказалось очень плодотворным: там им были
созданы первые крестьянские портреты-типы («Мужичок из робких» и «Мужик с
дурным глазом»), написаны первая картина на революционную тему «Под
жандармским конвоем» и довольно живые и острые, но не слишком глубокие
обличительные сценки «В волостном правлении» и «Экзамен в сельской школе».
В Чугуеве же был исполнен портрет чугуевского протодиакона Ивана
Уланова — «Протодиакон», который был принят на 6-ю Передвижную выставку.
Это была первая работа художника, экспонированная у передвижников. Репин
становится членом Товарищества передвижных художественных выставок. Вся его
дальнейшая творческая жизнь оказалась безраздельно связанной с
деятельностью этого передового художественного объединения.
«Протодиакон» принадлежит к числу наиболее впечатляющих и ярких
образов чугуевского периода творчества Репина. Сила его воздействия — в
органическом сочетании полноты и конкретности индивидуальной характеристики
с глубиной социального обобщения, превращающего портрет определенного лица
в «экстракт наших диаконов, этих львов духовенства, у которых ни на йоту не
попадается ничего духовного» (Репин).
Увлекшись выразительностью натуры протодиакона, Репин вложил в его
изображение весь свой темперамент, всю глубину своего творческого
прозрения, все свое мастерство. Оттого-то так убедителен созданный им
образ. Все в нем — мясистое, обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом
маленьких заплывших глаз, крутой изгиб широких бровей, большой, потерявший
форму нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным
чревом, на котором покоится короткопалая цепкая рука, — обличает грубую,
примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских
идеалов постничества и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и
страстей земных. Так правдивое изображение наблюденного в жизни характера в
силу его типичности и глубины постижения художником приобретало большой
общественный смысл, разоблачая истинную природу духовенства.

Расцвет творчества


Расцвет творчества Репина падает на конец 70-х — начало 90-х годов,
совпадая со временем расцвета русской демократической живописи. В этот
период Репиным была создана большая часть его лучших работ — картин на темы
из жизни народа и революционно-освободительной борьбы, исторических
полотен, портретов. Но центральным произведением этого времени, да и всего
творчества Репина в целом, стала картина «Крестный ход в Курской губернии»
(1880—1883). Народная тема, начатая «Бурлаками», получила в этой картине
многостороннее и широкое истолкование.
Замысел произведения возник в 1877 году в Чугуеве, где Репину
довелось наблюдать красочную процессию сельского крестного хода, но
окончательно оформился значительно позже, после поездки в Курскую губернию,
в знаменитую Коренную Пустынь, славившуюся своими многолюдными и
торжественными крестными ходами. Работа над картиной длилась несколько лет
и была завершена только в 1883 году.
Репин изобразил в картине несение «чудотворной» иконы к тому
месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление
верующим. Но не следует сводить замысел художника к критике религиозных
обрядов и предрассудков. Сюжет крестного хода увлек Репина своей
колоритностью, возможностью охватить широкий пласт жизни русской провинции,
развернуть перед зрителем великое множество человеческих характеров и
социальных типов. Крамской считал этот сюжет «золотоносной жилой». И это
действительно было так, в особенности по отношению к Репину, который по
своему дарованию был художником большой темы — мелкие, случайные эпизоды и
события, маловыразительные типы и характеры никогда не привлекали его, не
могли вдохновить на создание картин. Художником больших задач и далеко
простирающихся горизонтов назвал Репина Стасов.


« Предыдущая страница | Страница 3 из 9 | Следующая страница »




Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.