ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
информер
 





 
Галерея сайта
 

Галерея картин современной живописи, где можно картину купить, картины художников разных стран

Библиотека живописи художников разных стран: США, Кубы, Австралии, Китая и других. Классика и современность.

От: Волков Олег


Опубликовано: Июнь 14, 2007

Бурлачество, как одно из возмутительных явлений российской
действительности, низводящее людей до уровня рабочего скота, волновало в те
годы многих писателей и художников, чьи сердца чутко отзывались на
страдания и горе народное. О великой скорби, выливающейся в тоскливой
бурлацкой песне-стоне, поведал в своем стихотворении «Размышления у
парадного подъезда» Некрасов (1858). Бурлакам посвятили свои картины
художники П. О. Ковалевский, А. К. Саврасов, В. В. Верещагин. Полотно
Репина «Бурлаки на Волге» пользовалось в свое время наибольшей
популярностью, так как оно глубже и полнее других произведений раскрывало
все тяготы бурлацкой жизни, рисовало бурлаков людьми, обладающими
значительными и ярко индивидуальными характерами, обличало жестокую
несправедливость угнетения народа.
Идея картины зародилась у Репина, когда он во время прогулки по Неве
летом 1869 года вдруг увидел ватагу бурлаков, тянущих баржу, и невдалеке от
них группу нарядных веселящихся господ.
Отправившись вместе с художниками Ф. А. Васильевым и Е. К. Макаровым
в поездку по Волге летом 1870 года, Репин окунулся в самую гущу народной
жизни. Бурлаки перестали для него быть отвлеченным понятием, а стали
живыми, близкими людьми, со своим внутренним миром, своими заботами и
чаяниями. Сама жизнь вошла в картину художника, наполнив плотью и кровью ту
мысль, которая лежала в основе замысла Репина. До конца дней своих он не
мог забыть многих бурлаков, отведя им значительное место на страницах своих
воспоминаний в книге «Далекое близкое». И прежде всего попа-расстригу
Канина. Это тот самый бурлак, которого Репин поставил во главе бурлацкой
ватаги,—человек с просветленным, мудрым и кротким лицом. При виде его Репин
вспоминал о греческих философах, которых покупали патриции Рима на рынках
рабов для воспитания своих детей. А много лет спустя образ Канина опять
всплывает в памяти Репина при взгляде на Толстого, идущего за сохой по
пашне. Такие сравнения могут зародиться только в уме истинного демократа.
Обратимся к рассмотрению картины.
По песчаной отмели волжского берега на фоне необозримых голубых
просторов реки прямо на зрителя медленно и тяжело движется ватага
оборванных и изнуренных людей.
Во главе бурлацкой ватаги шествует Канин — невысокого роста,
широкоплечий, коренастый богатырь с тряпицей на голове, которая, пряча
волосы, открывает высокий лоб человека-мыслителя, много передумавшего и
выстрадавшего на своем веку. На лице и в глазах — выражение простодушия,
доброты, печали. По правую руку от Канина, добродушно посмеиваясь и
ворчливо подбадривая соседей, с огромной медвежьей силой тянет лямку
нижегородский боец, богатырь-коренник; по левую руку — в исступлении
наваливается на лямку всей тяжестью своего тела Илька-моряк, ожесточенно и
иронически смотрящий исподлобья в упор на зрителя. Следом за ними,
меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями,
спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе. Несколько отступя от
него еле бредет истощенный и больной старик, жестом мучительного отчаяния
стирающий рукавом пот со лба. В порыве боли, обиды и возмущения на короткий
миг распрямляется молоденький паренек Ларька, пытаясь поправить лямку, к
которой он никак не может приноровиться. Сзади него опытный спокойный
старик-бурлак на ходу, не ослабляя лямки, достает кисет с табаком и
деловито набивает им трубку. За стариком как-то егозливо и неуверенно,
мелкими шажками идет солдат в сапогах и картузе. А рядом «грек», который
гордо и угрюмо выполняет свою работу, устремляя вдаль тоскующий взор.
Шествие замыкает понуро и удрученно плетущийся бурлак, с трудом
передвигающий непослушные ноги.
Показывая неимоверные усилия людей, исполняющих «службу скотинную»
(по выражению Стасова), Репин основное внимание уделяет раскрытию
характеров бурлаков и их переживаний. Все лица бурлаков ясно читаются, не
загораживая друг друга. Уже здесь, задолго до появления первых портретов
людей из народной среды («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом»,
1877), проявилась замечательная способность Репина воспроизводить людей с
почти осязательной конкретностью, остро схватывая всю неповторимость их
характера и вместе с тем улавливая в них общие признаки определенного типа.
Изображая бурлаков, Репин не ограничивается показом их страданий и
того отпечатка, который наложили на внутренний мир людей тягостные условия
их существования. В среде бурлаков Репин сумел раскрыть настроения
глубокого недовольства жизнью, ожесточения, протеста, сумел почувствовать в
этой пестрой и разнохарактерной толпе народа нечто значительное. Прав был
Стасов, когда писал, что бурлаки в произведении Репина предстают не только
угнетенными и несчастными, но и «могучими, бодрыми, несокрушимыми людьми,
которые создали богатырскую песню «Дубинушку».
Значительность идей и образов «Бурлаков» потребовала от художника
обращения к формам монументального искусства. Поражает простота и лаконизм
изображения, почти полное отсутствие каких-либо деталей, которые могли бы
сообщить картине оттенок жанровости. Возвышающаяся над безбрежными речными
далями ватага бурлаков производит очень внушительное впечатление.
Расположенная почти в центре полотна, она безраздельно приковывает к себе
внимание зрителя. Эта центричность построения группы сообщает композиции
большую завершенность, ясность и уравновешенность, без которых немыслимо
подлинно монументальное искусство. Ватага бурлаков четко организована и
внутри. Она разбита Репиным на три группы, каждая из которых обладает своим
смысловым центром. Канин с его «вселенской грезой» о иной, лучшей жизни,
Ларька с его бурным протестом и «грек», тоскующий о воле, — вот три главные
фигуры композиции. Такая разбивка ватаги делает ее легко обозримой и
помогает акцентировать узловые моменты идейно-художественного замысла.
Не менее существенную роль играет и колорит. Стремясь удержать в
колористическом решении картины свое первое зрительное впечатление от
бурлаков, Репин пишет их в гораздо более темной, сумрачной гамме, чем
пейзаж, противопоставляя его светлым, радостным краскам глухие и тревожные
тона группы людей. Это то самое «темное, сальное, какое-то коричневое
пятно», которое надвинулось на солнце и омрачило все вокруг, тот
разительный контраст, который потряс художника при первой встрече с
бурлаками. Исключение составляет Ларька в своей ярко-розовой рубахе.
Выражающий с наибольшей интенсивностью чувства бурлаков, он и в своем
колорите как бы концентрирует, доводит до накала пронизанные солнечным
зноем краски картины.


« Предыдущая страница | Страница 2 из 9 | Следующая страница »




Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.