ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
информер
 





 
Галерея сайта
 

Галерея картин современной живописи, где можно картину купить, картины художников разных стран

Библиотека живописи художников разных стран: США, Кубы, Австралии, Китая и других. Классика и современность.

От: Волков Олег


Опубликовано: Апрель 25, 2007

1940-1948: В США. В 1940 Дали уехал из Франции в Пеббл-Бич
(Калифорния), где открыл новую мастерскую. Еще через три года Дали объявил
о повороте в своем художественном творчестве: «Я намерен обратиться к
классике» В 1948 он вернулся в Испанию и обосновался в Порт-Льигате. Порвав
с авангардистами, он занялся разработкой религиозно-фантастической
тематики. Такие его картины, как «Мадонна Порт-Льигата» (1949), которая
даже получила благословение папы римского, и «Христос перед св. Иоанном-
Крестителем» (1951), ярко иллюстрируют произошедшую перемену.
1951: Атомарное искусство. Накануне холодной воины Дали разработал
теорию «атомарного искусства», опубликованную в 1951 в «Мистическом
манифесте». В таких картинах, как «Взрывающаяся голова Рафаэля» (1951), он
хотел донести до зрителя идею о постоянстве духовного бытия даже после
исчезновения материи. В 1959 Дали написал «Открытие Америки» - первую из
серии картин на историческую тему.
1970: Жизнь как произведение искусства. В 1973 Дали и Гала открыли
в Фигуэрасе «Музей Дали» (концепцию которого разработали сами) – культовое
место художников. Спустя шесть лет искусство инсценировки Дали достигло
апогея: на одном из собраний Французской Академии он произнес
темпераментную речь, в которой объявил, что после смерти желает быть
замороженным, чтобы воскреснуть в один прекрасный день, за что был
причислен Академией к лику святых. В 1982 умерла его жена Гала, и Дали
уединился в замке Пуболь. Ему было 84 года, когда он скончался в Фигуэрасе.

2. Художественный метод С. Дали.
Сюрреалисты, и прежде всего Сальвадор Дали, обращаются к
сложнейшим, загадочным явлениям, пытаясь привыкнуть к миру тайн человека и
природы. Они изображают неживой мир, его предметы как живые и подчинившие
себе человека. Сальвадор Дали кардинально меняет реальную внешнюю форму,
физические свойства предметов и заставляет их действовать по законам
абсолютно им несвойственным. Например, металлические часы у него становятся
мягкими, текучими, как живые, или камни могут распластаться, как нечто
подвижное, органичное, и это жутко для человека своей фантастической
противоестественностью. Чтобы показать всю фантастичность своих
произведений, Сальвадор Дали может в какой-то части картины дать
фотографически точный образ себя, Галы или улицы европейского города
столичного типа, и этим контрастом фантастического и реального усилить
порой ошеломляющее впечатление от картины. Воображение Сальвадора Дали не
знает пределов, однако он часто обращается к шедеврам мирового
изобразительного искусства и в корне переосмысляет их содержание, меняя
внешние формы, порой цинично издеваясь над содержанием какой-либо картины с
добрым гуманным смыслом. Таким образом, соединение абсолютно немыслимого
для человека реального и фантастического создает то, что можно назвать
иррациональным, то есть находящимся за пределами разума, за пределами
разумного понимания действительности, того, что философы называют
трансцендентальными, то есть вышедшим за пределы разумного человеческого
понимания.
Экстремальные психологические состояния, проявляющиеся во сне, в
припадке безумия, вызывают пристальный интерес С. Дали и находят отражение
в его картинах («Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до
пробуждения» или «Видение св. Антония» 1930-х годов), где таинственные
превращения во что угодно в сознании человека выступают в яркой,
неотразимой форме. В подобных картинах Дали усиливает традиции
художественных открытий своих любимых художников Франсиско Гойи (1746-1828)
и Иеронима Босха (1460-1516). Ф. Гойя – испанский живописец, прославившийся
не только колоритными композициями социальной направленности, великолепными
портретами красивейших испанских женщин, но и страстной эмоциональностью,
бурной фантазией, острой сатирой, вплоть до невиданного до него гротеска
(серия графических работ «Капричос»). Именно отголоски «Капричос» Гойи мы
находим в картинах С. Дали.
И. Босх – нидерландский живописец, сочетавший в причудливой форме
черты средневековой фантастики, фольклорных произведений с сатирическими
реалистическими наблюдениями над разнообразными жизненными явлениями, и эти
своеобразные открытия в области формы (рисунка прежде всего) соединились в
его творчестве с новаторски смелыми поисками в области колорита (картина
«Искупление св. Антония»). Как видим, даже название работы Дали и ее тема –
«Видение св. Антония» - почти полностью совпадает с подобной работой И.
Босха. Однако хаос причудливых, «сновидческих» образов в потоке сознания,
свойственный «Капричос» Гойи с их парадоксальным смещением видимых
предметов и явлений и подспудного смысла, особенно близок С. Дали,
стремившемуся бессознательное, интуитивное, в сознании человека сделать
главным предметом своего творчества. Другими словами: С. Дали своими
работами вывел подсознательное, существующее в человеке (и это доказано и
физиологией, и медициной, и философией), на всеобщее обозрение, сделал его
образами изобразительного искусства. Для этого нужны были новые приемы в
самом художественном методе. И С. Дали обратился к мастерам изобразительных
метафор – к Гойе и Босху. «Сон разума рождает чудовищ», - сказал великий
Гойя и перенес словесные метафоры в изображение. И.С. Дали берет у поэзии
такую стилистическую фигуру, как оксюморон – буквально остроумно-глупое, то
есть сочетание противоположных по значению слов («сей труп живой», «пышное
природы увяданье», например у А.С. Пушкина). Подобная парадоксальная
поэтическая фигура – излюбленный образец метафоры для Дали. У него
рождается своеобразный метафорический язык, именно его авторский код,
который требует осмысления, разгадывания, постижения философского смысла.
Для этого необходимо знакомство со многими его работами. Высококлассная
техника, безупречное владение рисунком, знание мирового искусства – все
использовал Дали для воплощения своих замыслов, порой экстравагантных,
эксцентричных, эпатирующих людей ХХ столетия всего мира. И если
сопоставить творчество этого художника со старыми мастерами, то ясно, что
они стремились внести в изображаемый ими мир цельность, гармонию своего
авторского видения, но С. Дали, напротив, видит в реальном мире его
катастрофичность, процесс трагического распада, распадения на элементы,
«растекания», то есть утраты присущих предметам свойств. Это отразилось в
его «атомарном искусстве», теорию которого он разработал в «Мифическом
манифесте» 1951 года. Значит, таинственность, фантастичность,


« Предыдущая страница | Страница 4 из 10 | Следующая страница »




Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.