ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
информер
 





 
Галерея сайта
 

Галерея картин современной живописи, где можно картину купить, картины художников разных стран

Библиотека живописи художников разных стран: США, Кубы, Австралии, Китая и других. Классика и современность.

От: Волков Олег


Опубликовано: Апрель 13, 2007

Врубель стремился выявить сущность изображённого, раскрыть его
душу. Главная задача художника была иллюзионировать душу, Врубель
старался очистить её от серости. Он делал работу, которая создавала
впечатление реального существования пространства и предметов, как бы
стирающая грань между реальным и изображенным миром.
Врубель говорил, что публике мало дела до тонкостей в картине, но,
«пользуясь её невежеством», нельзя лишать её наслаждаться, которое даёт
им искусство. Наслаждение живописью для Врубеля является важным
критерием при оценки любого произведения.
Пластические и живописные задачи увлекают художника в любой теме.
Со зрелостью эти темы всё больше удаляются от повседневного. Но при
этом любовь к работе с натуры не исчезает, а питает художника. Для
Врубеля имело значение только лишь процесс работы, а не её результат.
Его завораживало творчество: работа для него была потоком льющейся
энергии, а не изготовлением законченных вещей. И о Врубеле художник А.
Головин сказал такие слова: «есть какая-то безошибочность во всём, что
он сделал»[9].
Когда мы знакомимся с композициями Врубеля, созданными в
Кирилловской церкви(«Сошествие Св. Луки», «Ангелы», «Голова Спасителя»,
«Моисей», «Положение в гроб», и целый ряд святых), то мы чувствовали
себя в реальном мире, но эта реальность не земная. Это тот самый
реализм, который отражал уневерсали, существовавшие «до вещей»[10].
Фигуры в композициях как бы бесплотны, лики предельно духовны, краски –
невиданно призрачны. Художник окружает головы святых традиционными
нимбами, но нимбы выглядят нереальными, призрачными окружностями. В
пространственном сцены не конкретизированы. Работая над Кирилловской
церковью Врубель становится серьёзным и по-своему значительным. Впервые
он начинает ощущать какую-то тайну. Развитие религиозного сознания
Врубеля по Бакушинскому происходило так: «Тайна смерти есть то окно, в
которое человек заглянув хоть однажды, увидит или чёрное ничто, или
ощутит за не пронзаемой завесой живую реальность из собственного бытия,
и бытия мира»[11]. Первая встреча Врубеля с тайной смерти произошла в
обстановке исключительной – в соприкосновении художника с тайной
воскрешения Христа. Таковы были росписи для Владимирского собора в
Киеве, когда в 1885 году Васнецов В. М. пригласил его на работу.
Врубель написал «Воскрешение Христа», «Надгробный плач», «Вознесение»,
«Моление о чаше» и другие работы.
Творчество Врубеля, и прежде всего его киевские работы,
представляли «скачёк» в русской живописи. Особенно выразителен был
эскиз «Надгробный плач», в котором удивительно соединены бесплотность,
одухотворённость и неземная красота. «Надгробный плач» пронизан как бы
«внутренним светом». Это была совершенно новая черта в живописи. Но в
этом эпизоде есть сходство с позднеакадемической живописью. Здесь
художник пытался утвердить религиозные образы в их духовной и душевной
человеческой, земной значительности и в этом раскрыть их как силу,
духовно превосходящую человека. Врубель делает четыре варианта
«Надгробного плача», где во всех эскизах, кроме четвёртого, у художника
изображено две фигуры – это мать и мёртвый сын. Вся скорбь
сосредоточилась в глазах матери, полных непролитых слёз. Мать не
отрываясь смотрит на сына и как бы молча задаёт ему вопрос о тайне
смерти. Ни слова, ни жеста только взор.
В первом акварельном эскизе «Надгробного плача» для Владимирского
собора, художник встал на серьёзный для него путь исключительно по силе
толкования и выражения замысла. Во втором и третьем вариантах эти черты
усиливаются, достигают особой силы и простоты выражения. Характерная
особенность этих эскизов – сияющие нимбы вокруг голов сына и матери,
символы вечности и жизни. Последний набросок является сложным
завершением всей идеи. Фигуры в нём застыли как гигантские видения их
прозрачного хрусталя. Тело Христа пронизывает угасающий свет, который
состоит из приглушённых мёртвых созвучий цвета: зеленоватых,
оранжеватых, густо-лиловых. Мать характеризуется тяжёлой непрозрачной
массой глухо – лиловых и пурпурных тонов. И всё тонет в холодном тёмно
– синем фоне бездонного неба. Это как будто космический символ
разрешения скорбной великой трагедии.
Но работ Врубеля во Владимирском соборе нет, кроме орнаментов в
боковых нефах. Его эскизы «Надгробного плача», «Воскресения»,
«Сошествие св. духа», «Ангела», не были осуществлены. Почему их не
приняли, до сих пор не вполне ясно. По одним источникам – они были
отклонены, как не соответствующие духу православия и слишком необычные
по форме, по другим – художник сам запоздал с представлением эскизов и
они даже не рассматривались.
Воссоздавая полноту жизни или полноту смерти, художник создаёт
символ; то, что заставляет сгущать краски, создавать небывалые
жизненные комбинации. Символизм углубляет либо мрак, либо свет:
возможности превращает он в подлинности: наделяет их бытием. Вместе с
тем в символизме художник превращается в определенного борца (за жизнь
либо смерть). Художник воплощает в образе полноту жизни либо смерти,
ведь в образе жизнь и смерть соединены: видоизменённый образ есть
символ[12].
Но полнота жизни и смерти может открываться двояко. В первом случае
она
может звучать в переживании самого художника, а во втором – образ
видимости может пробуждать в художнике стремления к полноте образа[13].
Художник - символист насыщает образ переживаниями, такой образ есть
символ. Поскольку форма воплощения образа касается самого образа,
составляя как бы его плоть – отсюда связь между символизмом и
классическим искусством Греции и Рима. Отсюда интерес символистов к
памятникам античной культуры, изучения ритма, стиля мировых гениев
литературы.


« Предыдущая страница | Страница 5 из 11 | Следующая страница »




Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.