ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
информер
 





 
Галерея сайта
 

Галерея картин современной живописи, где можно картину купить, картины художников разных стран

Библиотека живописи художников разных стран: США, Кубы, Австралии, Китая и других. Классика и современность.

От: Волков Олег


Опубликовано: Март 20, 2007

2. Заколдованный круг на пути царствования ничтожной аристократии.

С начала 1790-х годов в творчестве Гойи происходит большая перемена,
Повлияли на это как обстоятельства внешнего мира, так и ухудшение в
здоровье мастера, приведшее его к совершенной глухоте. Из жизнерадостного,
чисто внешнего художника, наследника плеяды чувственных поэтов XVIII века,
Ватто, Буше и Тьеполо, Гойя превращается в злобного сатирика, в пессимиста
адских сил, издевающихся над бедными людьми, как над фантомами. Фантомами,
пожалуй, были и его прежние действующие лица. Гойя, даже в самых своих
острых портретах, не давал «апофеоза» человеческой личности, как то делали
Тициан или Ван Дейк. Доля издевательства и презрения сквозит и в его
«картонах», Но до того периода, к которому мы теперь обращаемся,
презрительное отношение Гойи к человечеству было смягчено его богатой,
щедро разливавшейся на все чувственностью, тогда как отныне он становится
сосредоточенным человеконенавистником, жестоким и беспощадным в своем
презрении. Потемки скептицизма окутывают его, и если еще и прорывается у
него улыбка прежнего веселья или какая-то надежда на лучшее будущее, то эти
моменты являются редчайшими и краткими проблесками.
Разумеется, главной причиной этого тяжелого состояния была глухота. Для
такого бешеного авантюриста и чувственника, для такого страстного
музыканта, каким был Гойя, лишиться слуха значило быть вдруг отрезанным от
всей жизни, значило быть заключенным в какую-то удручающую тюрьму. Положим,
друзья продолжали ценить в Гойе его остроумие, и большинство их (среди
которых герцогиня де Альба и сам премьер Годой) выучились объясняться с ним
посредством знаков, а он вскоре наловчился угадывать слова по движению губ.
Но все же Гойя не слышал, Он был, как в заколдованном круге, в вечно
зловещем уеди-нении.
Кошмаром должны были протекать для него последующие годы, составившие
почти половину его жизни. Рассказывают, что, желая во что бы то ни стало
услыхать музыку, Гойя приложил однажды руки к струнам спинета и попросил
ему что-нибудь сыграть. Но и тут он лишь почувствовал дрожание струн, но ни
малейшее подобие звука не проникло в заколоченную тюрьму его души, В этом
случайно сохранившемся свидетельстве отразился трагизм его состояния,
Такому человеку уже нечего было ждать истинной радости, и скоро в нем
атрофировалась и самая вера в радость.
Не могли способствовать хорошему расположению духа Гойи и внешние события,
резко изменившие движение испанской культуры и втянувшие Испанию в
ужасающие бедствия. В 1789 году умер Карл III, и на престол взошел
фатальный для Испании Карл IV, добродушный, но ленивый, слабовольный и
глупый человек, всецело подпавший под влияние своей властолюбивой и
развратной супруги Марии-Луизы и их общего фаворита Годоя, являвшегося при
испанском дворе чем-то вроде нашего Платона Зубова.
Пожалуй, в другое время царствование этой странной триады и не было бы
столь пагубным для страны, Годой выказал же известные способности и
употребил большое старание на то, чтоб с достоинством играть свою роль, Но
времена были не такие, чтобы дилетантизм и междуцарствие прошли
безнаказанно. За Пиренеями уже начался пожар, быстро охвативший всю
Европу, и если даже народ Испании и не обнаруживал склонность зажечься об
этот огонь, то все же оставаться безучастным зрителем было невозможно.
Испания была насильно втянута в общий круговорот, и после многих лет
бездарных нащупываний она вдруг была лишена права на самобытное
существование и, мало того, превратилась сама в арену, на которой
разыгралось одно из последних действий грозной трагедии, с которой началась
Новейшая история.
Одновременно изменился и весь строй испанской жизни, и в этом не столько
был виноват пример, шедший из Франции, сколько полная перемена в характере
придворных нравов, являвшихся до тех пор образцовым выразителем культурного
состояния страны. Разврат и пороки существовали и раньше при испанском
дворе, как и повсюду во все времена, но разврат и пороки эти не были лишены
известной величественности и были облечены в тот строгий стиль, благодаря
которому двор и придворные не переставали быть своего рода неприступным для
простых смертных Олимпом.


« Предыдущая страница | Страница 5 из 13 | Следующая страница »




Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.