ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
Вам могут быть интересны следующие ресурсы:


 
Багетные мастерские
 

список багетных мастерских

Багетные мастерские Москвы, России, адреса, телефоны, сайты

От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Январь 10, 2009

Фонд Барнса

Фонд Барнса, Линкольнский университет, Мерион, Пенсильвания, США

Фонд Барнса разместился  в особняке, построенном по проекту французского архитектора Пола Кре. Здание украшено африканскими орнаментами, дорическими колоннами и расположено в глубине дендропарка.

Фонд, одно из лучших частных собраний живописи, получил свое название в честь коллекционера Альберта Барнса (1872-1951). В молодости он был владельцем крупной фармацевтической фирмы и разбогател на поставках медицинского препарата. Имея достаточно средств, Барнс серьезно увлекся живописью. Коллекционированию художественных произведений он посвятил остаток своей жизни. Поначалу его интересовала традиционная живопись, особенно пейзажи художников-барбизонцев, но со временем он увлекся и работами современных художников. Это произошло благодаря общению Бранса с Уильямом Джеймсом Глакенсом, художником знакомым ему с детства. Кроме этого они вместе учились в Пенсильванском университете. В 1912 году Глакенс по просьбе Барнса отправился в Париж. Коллекционер вручил ему на приобретение картин 20000 долларов. Картины Ренуара и Сезанна, привезенные Глакенсом из Парижа, послужили основой для будущей коллекции. Сам Барнс неоднократно посещал Париж. Здесь он открыл для себя Модильяни, скупив все его работы у парижского коллекционера Леопольда Зборовского. Эта сделка послужила началом посмертного признания Модильяни. Картины этого художника можно увидеть во многих музеях мира, однако ни одну из этих коллекций нельзя назвать достаточно большой. Это объясняется, во первых тем, что наследие Модильяни оказалось скромным, а во-вторых тем, что большая часть его картин находится в частных собраниях. В этом смысле солиднее других выглядят Фонд Барнса в Мерионе и Национальная художественная галерея в Вашингтоне.

 

В Париже Барнс увлекся также и творчеством Хаима Сутина, друга Модильяни. Покупка работ Сутина американским коллекционером стала успешной рекламой и кардинально изменила жизнь художника, прозябавшего в то время в неизвестности.

Альберт Барнс жил в пригороде Филадельфии, в Мерионе. Именно здесь в 1922 году он начал создавать свой фонд. Вначале была открыта школа искусства и философии. Через год Барнс организовал выставку части принадлежавших ему полотен в Пенсильванской Академии искусств. Консервативно настроенные критики отозвались очень отрицательно о большей части картин этой выставки. В результате Бранс сделал свою коллекцию недоступной для посетителей. На протяжении многих лет к его собранию не допускались ни историки искусства, ни художники, ни рядовая публика. Ничто и никто не мог сломить упорство разобидевшегося коллекционера. Так Джон Ревальд, большой специалист по импрессионизму,  получил оскорбительное письмо в ответ на свою просьбу о посещении Собрания. В дальнейшем он всегда отзывался об Альберте Барнсе как о человеке "отвратительном, жестоком, беспросветно глупом, скупом и мелочном".

Британскому искусствоведу Кеннету Кларку повезло больше, ему удалось увидеть коллекцию Барнса в 1930-х годах. В то время он был директором  лондонской Национальной галереи. Кларк охарактеризовал Барнса как человека "с неприятным характером". Он описал истории о том, как коллекционер за бесценок скупал у нищих вдов знаменитые картины Сезанна и Ренуара.

В 1951 году Альберт Барнс попал в автомобильную катастрофу и погиб, но даже это не изменило статуса его собрания. Согласно завещанию Барнса его коллекция продолжала оставаться закрытой.
Фонд Барнса, как образовательное учреждение, был освобожден от налогов. Возмущенные журналисты, отражая общественное мнение, требовали открыть музей для публичного посещения или лишить Фонд налоговых привилегий. В конце концов, администрация Фонда дала согласие пускать в музей ограниченное число поклонников живописи в определенные дни. Это случилось в 1961 году. Местная пресса восторженно описывала картины Матисса, Сезанна и Ренуара, хранящиеся в музее. Но для многих любителей живописи настоящим открытием стало великолепное качество полотен Модильяни и Сутина, приобретенных Барнсом в свое время во Франции.

 По завещанию Барнса место хранения коллекции не должно было меняться, но в 1991 году под предлогом сбора средств для строительства нового здания Фонда, суд изменил этот пункт завещания. В 1993-1995 годах часть коллекции Барнса показали в Вашингтоне, в Филадельфии, в Париже, в Токио и в Торонто. Эти выставки пользовались большой популярностью и собирали огромные толпы народа.  В результате власти штата Пенсильвания в 1996 году решили открыть постоянную экспозицию полотен из

Собрания Барнса в новом помещении Фонда.

Коллекция Барнса отражает его личные пристрастия и вкусы. Украшением Собрания являются картины Сезанна, Матисса и Ренуара (более 40 полотен каждого из них). Коллекционер не только приобретал картины Матисса, но и пригласил самого мастера для создания настенных росписей в здании Фонда. В Собрании Барнса находится дюжина полотен Модильяни, а также картины Пикассо, Сутина, Анри Руссо и Сёра. Кроме этого здесь имеются образцы африканского искусства и картины старых художников, среди которых особое место занимают три полотна Эль Греко.

 по материалам  [1] см. Список литературы


вернуться в музеи США
 
родительский раздел -  музеи мира

 


« Собрание Фрика, Нью-ЙоркМузей современного искусства, Нью-Йорк »