ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Не знаете, что подарить близкому человеку? У нас идеи подарков в большом количестве!


  рекомендуем информацию о :

живопись - помощь в подборе коллекций и приобретении, копии картин на заказ

 
картина месяца
 

 
Книги и каталоги
 

Картины в Аукционных каталогах на английском языке

аукционные каталоги картин разных стран Кристис Сотбис


От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Август 31, 2010

Портреты

   Произведение скульптуры, посвященное изображению какого-либо определенного, конкретного человека, назы­вают портретом. Портрет может воспроизводить одного, двух или нескольких людей — в таких случаях он называ­ется парным или групповым. Портрет может показывать человека в рост, по пояс или только его голову. Наибо­лее часто встречается погрудное изображение, оно назы­вается бюстом.

Первое требование, которое предъявляется к портре­ту, —это похожесть, передача индивидуального сходст­ва. Но сходство это не должно ограничиваться только внешними признаками. Воспроизводя черты лица портре­тируемого, художник на основе вдумчивого психологи­ческого анализа раскрывает его внутренний мир, сущ­ность его характера, его отношение к жизни. Нередко наряду с индивидуальным своеобразием скульптор под­черкивает в своей модели социально-типические черты, воссоздавая через ее облик обобщенный тип, свойствен­ный эпохе.

Портретный жанр получил особое распространение в Древнем Риме, многие исследователи считают, что портрет является самым крупным вкладом римлян в ми­ровое искусство. Не случайно все портреты, исполненные в определенном стиле, независимо от того, где и когда они были созданы, стали называться «римскими».

Римляне стремились к точному воспроизведению че­ловеческих лиц со всеми их неповторимыми индивидуаль­ными чертами. Их портреты реалистичны и порой даже натуралистичны: подчеркивая характерное в облике своих моделей, художники не пренебрегали такими под­робностями, как опустившиеся от старости углы рта, от­висающие от жира щеки, заросшие щетиной подбородки.

Правдив и реалистичен потрет императора Веспасиана (I в.). На толстой, «бычьей» шее массивная, почти четырехугольная голова с большими плоскими ушами, тяжелым, выступающим вперед подбородком и сверля­щим, острым взглядом маленьких глаз. В характерных чертах явственно читается характер Веспасиана, челове­ка твердой воли, настойчивого и решительного, но вмес­те с тем ограниченного, хитрого и грубого, не брезгующе­го никакими средствами в достижении цели. Портрет этот полностью подтверждает то, что рассказывали о нем его современники.

Римские историки — Тацит, Тит Ливии, Светоний, — клеймя агонизирующее рабовладельческое общество, пи­сали о порочных наклонностях и низменных чувствах многих императоров и полководцев. Римские скульпто­ры, взяв на себя роль своеобразных прокуроров, завер­шили их дело. Низкий лоб, тяжелый подозрительный взгляд, одутловатое пустое лицо — Нерон; выражение напыщенного тупого чванства, отсутствие всякой мысли в глазах — Вителлий; самодовольное упоение властью и холодная жестокость — Помпей.

В портрете скульптор может передать и сложность человеческих характеров, и свое отношение к ним. Рим­ский портрет — это портрет психологический. Существу­ют также портреты интимные, парадные, героические. В интимных портретах художник всматривается в мир эмоций и настроений близкого ему человека. В парадном стремится к облагораживанию облика портретируемого, к торжественному звучанию скульптуры. Западноевро­пейские и русские портреты царей и королей в большин­стве своем являются парадными. В героических портре­тах скульпторы, не приукрашивая внешности моделей, стараются выявить их нравственное величие и готов­ность к подвигу; обычно они добиваются этого, акценти­руя главное в характере портретируемого, отметая все второстепенное, случайное.

Из огромного количества портретов нам наиболее ин­тересны те, которые правдиво рассказывают о людях прошедших эпох, знакомят с обликом и характером вы­дающихся писателей, философов, государственных дея­телей. В ленинградском Эрмитаже хранится портрет Вольтера, исполненный французом Жаном-Антуаном Гудоном (1741—1828) в 1781 г. специально для России, по заказу Екатерины II. Представляя Вольтера глубо­ким стариком, художник противопоставляет дряхлости нерастраченный интерес великого писателя к жизни, энер­гию его. мысли. Пряча старческое тело в длинную одеж­ду, он сосредоточивает внимание зрителя на лице и ру­ках Вольтера, на его саркастической усмешке, на живом, несколько ироническом взгляде, чтобы передать его ос­троту, скульптор, сильно углубляя зрачок, оставляет в верхней части мраморный кусочек, который создает впечатление мерцающего в нем блика. Энергично взяв­шись за ручки кресла, писатель всем телом подается вперед — этим движением Гудон выявляет затаенную внутреннюю силу, огромный темперамент мыслителя. Изображенный им Вольтер вызывает невольное уважение и веру в силу человеческого духа.

В России величайшим мастером портрета был Федот Шубин (1740—1805), сын крестьянина   из   Холмогор.

Приехав в Петербург, он первое время работал дворцо­вым истопником, но вскоре его талантом заинтересовал­ся М. В. Ломоносов. Благодаря его покровительству Шубин окончил Академию художеств, работал в Пари­же и в Риме. Он был изумительным мастером: мрамор в его руках превращался то в дышащие жизнью розы, то в тончайшие кружева на шелковых рубашках, то в свер­кающие нити жемчуга. Но главным в искусстве скульп­тора были не великолепные детали, а глубокое проникно­вение во внутренний мир своих героев. Исполненный им в 1797 г. портрет Павла I дает царю полную и исчерпыва­ющую характеристику: за резкими диспропорциями лица скрывается и жестокость, и недоверие к людям, и посто­янное трагическое чувство одиночества, и показное само­довольство, и неверие в свои силы. Антитезой этому пор­трету становится портрет М. В. Ломоносова — человека с живым и энергичным лицом, гордо вскинутой крутоло­бой головой, любознательными и умными глазами; изоб­разив Ломоносова без парика, мундира и орденов, что по тем временам было вопиющим нарушением канонов, Шубин подчеркнул его демократичность и простоту.

Анималистический жанр

   Далеко не все художники избирают портрет основ­ным жанром своего творчества, но мало кто совершенно обходит его: работа над портретом — это всегда размы­шление о современности и современнике.

Жанр, посвященный изображению животных, называ­ется анималистическим (от латинского слова animal, т. е. животное).

Жанр этот известен с древнейших эпох. Было время, когда он нес в себе культовое начало. Египтяне создава­ли образы человекоподобных богов с головами птиц и зверей, соединявшие в себе человеческие и животные формы. Это сочетание характерно и для прославленных египетских сфинксов (XVI—XV вв. до н. э.), существ с человеческими головами и львиными туловищами. Два сфинкса были перевезены в Петербург из Фив, столицы Древнего Египта, они и сейчас находятся на набережной Невы напротив Академии художеств. Это не просто изоб­ражения полулюдей-полузверей, но глубоко обобщенные и полные значительности образы, которые вполне соот­ветствуют нашим представлениям о реализме — сфинкса легко вообразить ожившим.

Анималистика существовала у всех народов. В Индии бережно сохраняется статуя священного быка в Майсуре, высеченная из монолита скалы, грандиозные изваяния слона и коня в Коцараке: конь яростно растаптывает демона, слон несет раненого воина. В Риме, на Капи­толийском холме, возвышается памятник волчице, по преданию выкормившей братьев-близнецов, основателей Рима. Эта волчица с проступающими под шкурой ребра­ми, настороженными ушами и оскаленной пастью была создана ок. 480 г. до н. э. неизвестным этрусским скульп­тором.

Для художника-анималиста очень важна способность' подметить общий склад движений животного, его харак­тер, силу, ловкость или грацию. Иногда скульпторы со­поставляют пластику человека и пластику животных. Большим мастером в этом отношении был основатель русcкого анимализма Петр Клодт (1805—1867), им исполне­ны знаменитые группы «Укротители коней», венчающие Аничков мост в Ленинграде (1833—1849). В этих группах изображены различные моменты укрощения необъезжен­ного коня: поверженный при первой попытке обуздать вольное животное человек в конечном счете все же ока­зывается победителем, уверенно и гордо выступает рядом с подчинившимся его воле конем. Каждая из четырех групп основана на тщательном изучении живой натуры: изображенные Клодтом кони так подлинны, что кажется, можно увидеть не только напряжение их мышц, но и дрожь нетерпения, пробегающую по их телам.

В настоящее время, когда люди поняли необходимость сохранить биосферу и все существующие на земле формы жизни, роль анималиста становится особенно важной. Показывая разнообразие животного мира, его красоту, пытаясь проникнуть в характер наших собратьев по планете, художник должен пробудить у зрителя уважение ко всему живому, воспитать его не назиданием, но эсте­тической силой художественного образа. В XX в. оцене­на, наконец, жертвенная роль животного в построении человеческой цивилизации. В Японии поставлен памят­ник лягушке, верному помощнику медиков, в Швейца­рии — собаке, сенбернару Барри, спасшему более сорока человек из-под снежных завалов. У нас, в Колтушах под Ленинградом, где работал физиолог академик И. П. Пав­лов, также сооружен памятник собаке, его верной по­мощнице в научных исследованиях. «Признавая право других существ на жизнь, человек добивается уважения к самому себе, как существу нравственному» — в этих словах, записанных в принятой в Советском Союзе «Хар­тии охраны природы», выражена суть искусства лучших современных анималистов.

 

источник: 8 ( см. список литературы )




« Предыдущая страница | Страница 3 из 3
-