ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Не знаете, что подарить близкому человеку? У нас идеи подарков в большом количестве!


  рекомендуем информацию о :

живопись - помощь в подборе коллекций и приобретении, копии картин на заказ

 
картина месяца
 

 
Книги и каталоги
 

Картины в Аукционных каталогах на английском языке

аукционные каталоги картин разных стран Кристис Сотбис


От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Август 31, 2010

Круглая скульптура, ее виды и жанры

    По своей форме скульптура делится на круглую скульптуру и рельеф. О рельефе мы будем говорить поз­же. Круглой же скульптурой называется та, которую можно обойти. Ею может быть и памятник, и отдельная фигура, и маленькая статуэтка, и скульптурная группа, и бюст.

Отметим: обойти круглую скульптуру не только мож­но, но и должно. Каждый шаг будет приносить новое впечатление, дополняя и обогащая восприятие образа. «Обойдем», например, хранящуюся в Эрмитаже группу «Геракл, борющийся с немейским львом». Исполненная в IV в. до н. э. греческим скульптором Лисиппом, она дошла до нас в римской копии (большинство греческих скульптур известно нам лишь по римским копиям, но ко­пии эти настолько точны, что дают достаточно полное представление об оригиналах).

Скульптура эта рассказывает о первом из двенадца­ти - подвигов мифологического героя. Человек и лев спле­лись в смертельной схватке — в профиль слева они ка­жутся одним фантастическим существом с четырьмя но­гами (лев стоит на задних лапах) и двумя головами. В профиль справа отчетливо видны обе фигуры; с этой точки зрения они связаны не столько физически, сколько психологически — исходящим от обеих чувством неисто­вого напряжения, предельной ярости. Справа особенно хорошо можно рассмотреть Геракла — могучую линию его плеч, развитый торс, мускулистые руки, он широко расставил ноги, с силой уперев их в землю, его объемы подчеркнуто тяжеловесны. Стоя лицом к герою, словно присутствуешь при кульминационном моменте противо­борства: железными тисками сжимает он горло льва, стараясь задушить его; но и лев не сдается — его мышцы шарами вздулись под шкурой, когтистые лапы упирают­ся в грудь Геракла, рвут его, тому приходится не только душить зверя, но и защищать свою собственную жизнь. Чем кончится схватка? Обойдите скульптуру, и вы узнае­те это. Голова льва (а ее видно только сзади) —это го­лова льва побежденного: его пасть широко раскрыта, он с трудом ловит воздух, глаза выкатываются из орбит; еще минута, и он падет мертвым.

Круглая скульптура была особенно любима в антич­ной Греции и Риме. В средние века она прекратила свое существование и вернулась к жизни лишь в эпоху Воз­рождения. Вероятно, многие видели фоторепродукцию с «Давида» Донателло (ок. 13S6—1466): обнаженный юноша с тяжелым мечом попирает ногой отрубленную голову великана. Эта исполненная в 1408—1409 гг. ста­туя и была «первой ласточкой». С того времени круглая скульптура   заново   вошла   в   европейское   искусство.

Круглая скульптура делится на три вида: монумен­тальную, монументально-декоративную и станковую. Монументальная скульптура содержит в себе прославле­ние кого-то или призыв к чему-то, для нее характерны героический пафос и общественно значимая тематика, ее место на городских площадях, улицах, в больших архи­тектурных ансамблях. Монументально-декоративная скульптура предназначена для украшения зданий, горо­дов, парков (decorare — по латыни «украшать»); естест­венно вписываясь в окружающую среду, она придает ей нарядность. Станковая скульптура предназначена для за­крытых помещений, мы встречаем ее в музеях, на выстав­ках, в общественных интерьерах. Название ее происходит от Слова «станок». Являющийся основным приспособле­нием для работы скульптора, станок состоит из деревян­ного треножника, на котором крепится круглая или квадратная вращающаяся подставка. Создавая скуль­птуру, художник периодически поворачивает ее, чтобы обработать все стороны в наиболее удобном положении и при самом выгодном освещении.

Станковая скульптура воссоздает облик человека, передает его характер, настроение и действия. В ней ху­дожник проявляет особое внимание к пропорциям формы, оттенкам движений и чувств, к завершенности обработ­ки материала. Станковую скульптуру обычно рассматри­вают на близком расстоянии. Стоя перед ней, зритель должен погрузиться в мир чувств, переживаний и харак­теров персонажей, заглянуть в их мысли, в их души. Поэтому нередко говорят, что станковая скульптура «вступает в диалог» со зрителем.

Не следует думать, что станковая скульптура имеет какие-нибудь преимущества перед монументальной или монументальная перед монументально-декоративной. В искусстве все три вида считаются равноценными: худо­жественное качество произведения отнюдь не зависит от его назначения. Декоративность, монументальность или станковость связаны, во-первых, с особенностями пласти­ческого мышления художника, а во-вторых, с задачами, которые он перед собой ставит. Некоторые скульпторы всю жизнь работали в каком-либо одном виде, другие — во всех трех. Вера Мухина, создательница знаменитой группы «Рабочий и колхозница», памятников Горькому в г. Горьком и Чайковскому в Москве, была также авто­ром многочисленных декоративных скульптур, станковых статуй и портретов и даже миниатюрных статуэток из фарфора и стекла.




Страница 1 из 3 | Следующая страница »
-