ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Не знаете, что подарить близкому человеку? У нас идеи подарков в большом количестве!


  рекомендуем информацию о :

живопись - помощь в подборе коллекций и приобретении, копии картин на заказ

 
картина месяца
 

 
Книги и каталоги
 

Картины в Аукционных каталогах на английском языке

аукционные каталоги картин разных стран Кристис Сотбис


От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Июнь 3, 2010

   Датой рождения советского художественного стеклоизделия принято считать 1940 год, когда известный советский скульптор В. И. Мухина, писатель А. Н. Толстой и профессор-технолог Н. Н. Качалов обратились к правительству с предложением восстановить это привлекательнейшее искусство. Их инициатива была одобрена и в Ленинграде, специально выделенный завод приступил к изготовлению новых по форме и художественным качествам произведений. В. И. Мухина, а также художник А. А. Успенский выполнили целую серию интереснейших изделий, возродив тем самым русское художественное стеклоделие. Они поставили себе целью преодолеть недостатки предреволюционного времени, когда собственные высокие художественные качества стекла были принесены в жертву ложным и неоправданным приемам, нередко заимствованным из далеких стеклу видов декоративно-прикладного или изобразительного искусства.

Одним из первых новых образцов была небольшая ваза для цветов В. И. Мухиной, выполненная из дымчатого стекла (существуют варианты из темно-красного прозрачного хрусталя). Эта ваза напоминает распускающийся цветок, лепестки которого, поднявшиеся вверх, слегка загибаются внутрь. Глубокие врезы граней, как бы воспроизводящие черешки лепестков, не только вторят их общей заостренной форме и направленности вверх, но вместе с косой огранкой краев каждого лепестка создают игру света на гранях, свидетельствуя одновременно о добротности самого материала — хрусталя. Именно благодаря этим крупным, относительно широким граням мы, не беря вазу в руки, хорошо представляем себе ее вес и верим в ее устойчивость. Чувство материала, ощущение его пластических форм выражены здесь особенно ярко. Одновременно все тут просто, ясно, необычайно декоративно. Одна лишь эта ваза В. И. Мухиной, по существу, может служить своего рода программой для развития целого направления советского художественного стеклоделия.

В противоположность произведениям В. И. Мухиной с их столь отчетливо выраженным монументализмом, даже в небольших вещах, изделия, выполненные по проектам А. А. Успенского, стройны и тонко элегантны. В своих кувшинах художник применил глушеное (непрозрачное) голубое и сиреневое стекло, которое, как мы знаем, в некоторых случаях может повредить художественности вещи, заставив ее выглядеть как бы сделанной из какого-либо другого материала, а не стекла. Однако А. А. Успенский избег этой опасности, сделав ручки кувшинов, а у одного из них и поддон, из прозрачного стекла. Благодаря этому приему он заставил глушеное стекло смотреться именно стеклом, а не скажем, пластмассой. Помимо этого, введение прозрачного стекла (ручки, поддоны) внесло дополнительный декоративный элемент, тонко оттеняющий их изящную форму.

Большой декоративностью отличается двухслойная хрустальная ваза художника Э. М. Криммер, хотя по форме и орнаментировке она весьма проста. Само ее тулово, похожее на репку, невелико, зато воронкообразное горло значительно, и этот контраст сразу приковывает внимание (правда, из-за того, что диаметр горла сильно превышает диаметр тулова, ваза малоустойчива). Ритмично разместить по таким формам одинаковые элементы орнамента весьма трудно. Но художник придумал остроумный способ. По верхнему бледно-розовому стеклу он нанес вертикальные штрихи-порезки, которые не только послужили основой для размещения овальных шлифов, но и. придали вазе большую стройность. Таким образом, просвечивающие порезки гранения, как и овальные шлифы, создали единообразный «ситцевый» орнаментальный рисунок, отличающийся большой декоративностью и вместе с тем простотой.

Приведенные три примера, относящиеся к начальным годам развития советского художественного стеклоделия, создают отчетливую картину его отличительных особенностей — простота и вместе с тем декоративность формы сочетаются со   сдержанным   рисунком   орнамента, как бы подчеркивающим ее  выразительный  силуэт.   Не  меньшую роль играет цвет стекла, столь украшающий обстановку современной  жилой   комнаты  с  ее  часто «секционной» мебелью. Последняя выполняется   обычно   из   светлой древесины,   довольно   скромна и имеет простую форму. Именно поэтому цветное стекло стало занимать такое большое место  в убранстве комнат. По этой же причине увеличились размер рисунка и ширина   граней   в   хрустале,  что дает возможность не только ясно видеть узор или тематическое изображение, скажем, на декоративном хрустальном  блюде, но  и  создавать значительно более декоративные произведения, чем пресловутая «мальцевская грань». Таков, например, столовый прибор «Ели», состоящий из кувшина и стаканов (художница А. И. Абрамова). Простые, без какой-либо вычурности предметы из бесцветного хрусталя украшены понизу крупными сужающимися кверху параллельными порезками-гранями, в которых не трудно угадать столь знакомый нам силуэт елей.

Поскольку хрусталь здесь бесцветный, прозрачный, то орнаментальный рисунок, расположенный на противоположной от зрителя стороне, хорошо виден, что, при относительно редко друг от друга расположенных изображениях деревьев, создает возможность видеть каждое   из   них   в   отдельности   и   вместе   с   тем   воспринимать   эти декоративные формы как круговой орнамент, охватывающий тот или иной предмет прибора со всех сторон.

Не менее декоративна конусообразная ваза Е. В. Яновской «Корзиночка», половина которой огранена крупными параллельными гранями-порезками, в то время как другая покрыта дугообразными врезами, что придает крайне простой форме вазы неожиданную динамическую, если можно так сказать, декоративность, воспринимающуюся сбоку, когда видны оба рисунка. Подобными же декоративными свойствами отличается круглое блюдо А. И. Абрамовой «Сороки». Следует обратить внимание на хорошее композиционное расположение столь просто и столь декоративно трактованных птиц. Им противостоит тонкий линейно-графический рисунок веток деревьев, что подчеркивает крупные порезки хрусталя (сороки) и создает одновременно дополнительный декоративный эффект игры света на параллельных бороздках. Сила декоративности рисунка такова, что зритель забывает, что перед ним простой хрустальный диск. Не будь на нем этого рисунка, он бы вряд ли привлек наше внимание.

Легкая огранка стекла с надцветом нашла свое блестящее применение в столовом приборе Е. А. Мери и Р. Ю. Шах «Березка». Не только штрихи порезки по молочно-белому стеклу напоминают нам характерные особенности строения коры березы, об этом же говорят и объемы кувшина и стаканов, в которых хорошо ухвачена тонкая округлая форма стволов молодых березок. Прозрачная ручка кувшина, как и шишечка-держалка его крышки, и здесь напоминает, что перед нами полноценное стекло.




« Предыдущая страница | Страница 2 из 4 | Следующая страница »




Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.