ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Заказ изготовления копии

готовые копии

Вам могут быть интересны следующие ресурсы:



От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Сентябрь 6, 2010

РЕЛЬЕФ

   Слово «рельеф» происходит от итальянского «relevio», что означает «выпуклость», «выступ». В рель­ефе изображение создается объемной формой, лишь час­тично выступающей над плоской поверхностью. Как и у всякой скульптуры, у него три измерения, но третье — сокращенное, условное. Другими "словами, он становит­ся как бы промежуточным звеном между круглой скульп­турой и изображением на плоскости. Плоскость являет­ся и технической основой и — одновременно — фоном, на котором располагается композиция.

Рельеф был особенно распространен на Древнем Вос­токе: в Индии, Двуречье, Камбодже (Кампучии), Иране. Сцены дворцов ассирийских и персидских царей в Нине­вии и Персеполе были сплошь покрыты рельефами. Ас­сирийцы изображали сцены войны и охоты, они не знали себе равных в воссоздании действий и чувств животных, умели показать их яростными, страдающими, борющи­мися. Персепольские рельефы утверждали царскую власть: на них были изображены воины с мечами, копья­ми и луками и народы, несущие дань «царю царей» — вавилоняне вели ему быков, армяне — коней, эламитяне— прирученных львов, арабы — верблюдов. Благодаря то­му, что все фигуры были одинакового размера и шли в одном направлении, создавалось впечатление, что за ни­ми идет множество людей и животных: простейшим ме­тодом повторений достигался и своеобразный ритм и ощущение величественности происходящего.

По масштабам восточные рельефы далеко превосхо­дят европейские. Иногда они закрывают всю стену пол­ностью, иногда идут по ней фризом — горизонтальной полосой, расположенной в ее верхней части. Они всегда грандиозны. Общая величина фриза, идущего из зала в зал во дворце в Дур-Шаррукине в Ассирии, достигает шести тысяч квадратных метров. На фризе «слоновой террасы» в Ангкоре, старой столице Камбоджи, слоны изображены в натуральную величину.

Изображения на рельефах по большей части очень реалистичны. Рельефы Ангкора являются подлинной энциклопедией повседневной народной жизни. Н.а них изображены охотники, стреляющие птиц из луков; рыба­ки, забрасывающие сети в воду; каменщики, отесываю­щие камни; повара, суетящиеся возле печей, — они варят рис, пекут лепешки; канатоходец, смело шагающий по протянутой в воздухе веревке; мальчишка, крадущий что-то с лотка задремавшего на рынке торговца; взвол­нованная группа «болельщиков», захваченных петуши­ным боем. Даже в таких торжественных рельефах, каким был рельеф дворца в Персеполе, строго соблюдается ре­ализм деталей: кайма одежды одного из изображенных на нем царей в точности воспроизводит подлинную кайму, найденную археологами в одном из древнейших захоро­нений.

Рельеф делится на три основные разновидности: уг­лубленный рельеф, барельеф и горельеф. Углубленным называется рельеф не с выпуклыми, а врезанными в глубь плиты или стены контурами — плоскостное изобра­жение сохраняется здесь во всей полноте. Это графич-ная и очень четкая техника: несмотря на игру света и те­ни, вызываемую на его поверхности легкой моделировкой, в нем никогда не разрушается связь с рисунком.

уг­лубленный рельеф

   Углубленным рельефом пользовались в Древнем Египте. Им украшали и миниатюрные ларцы и огромные храмы. Рельефы на храмах, рассчитанные на обозрение с дальних расстояний, имели четкие композиции и ясные контуры. Особенно глубокими эти контуры становились при изображении фараонов и их приближенных, их фи­гуры моделировались объемно, второстепенные же пер­сонажи «рисовались» поверхностно и казались плоскими. Этот прием заменял египтянам европейскую перспективу.

барельеф

   Слово «барельеф» происходит от французского Bas-relief и значит «низкий рельеф». Изображаемые фи­гуры в нем выступают не более чем на половину своего объема. Классическим примером барельефа служит фриз древнегреческого храма Парфенона (442—435 до н. э.), на котором изображено торжественное шествие афинян к храму Афины, богини-покровительницы города. Юно­ши, удерживающие разгоряченных коней, всадники, ска­чущие к священному холму, подростки, несущие чаши с вином, старики с оливковыми ветвями, символом мира,— все это изображено на фризе почти  без сокращения  в перспективе: барельеф не разрушает плоскости стены, а словно стелется параллельно ей, становясь органичес­кой частью храма. Один из самых красивых фрагментов фриза — шествие девушек, соткавших покрывало Афине; они двигаются неторопливо, плавно, их жесты величаво замедленны — на чередовании их поз основан ритм ком­позиции. Чтобы показать духовную общность процессии, единомыслие всех, кто ее составляет, скульптор изобра­жает все головы — и пешеходов, и всадников — на одном уровне, такой прием называется исокефалиёй. Ком­позиция барельефа развивается, как бы следуя за шест­вием (недаром его осматривают, двигаясь за изображе­нием), фон фриза совершенно гладок, внимание сосредо­точивается на силуэтах идущих фигур.

См. ещё:

Горельеф

 

  Многофигурные рельефы, как правило, повествова­тельны, причем «рассказы» их могут быть значительно более исчерпывающими, чем «рассказы» круглых скульп­турных групп. Скульптору не приходится выражать свой замысел в «остановленном мгновении», и его повество­вание зачастую разворачивается в том же хронологи­ческом порядке, в котором происходили воссоздаваемые события. Это отчетливо выражено в римских рельефах, украшавших триумфальные арки и колонны. Воздвиг­нутая в честь победы над даками тридцативосьмиметровая колонна Траяна (ок. 111 —114 гг. н. э.) от пьедестала до капители покрыта спиральной лентой барельефов, с протокольной точностью рассказывающих о походах Траяна на Дунай. Постепенно, один за другим, изобра­жаются дни войны: постройка моста через Дунай, жер­твоприношение богам, военные советы, приемы послов, сражения, самоубийство вождя даков, горящие дакийские селения. Очень тщательно — в деталях — показыва­ется вооружение римлян, осадные орудия, корабли, мосты. Старательно подчеркивается роль полководца: Траян всегда впереди сражающихся войск. Чтобы убедить в этом зрителя, автор рельефов (предположительно Аполлодор Дамасский) изображает его девяносто раз — то перед одним, то перед другим легионом. Завершается по­вествование триумфальным возвращением римлян на ро­дину — завершающий виток рельефов, словно последний лист книги, подводит итог рассказанному.

   В России в XVIII—XX вв. рельефами украшали двор­цы и общественные здания, ими завершали и завершают постаменты памятников. На постаменте ленинградского памятника И. А. Крылову, исполненном в 1848—1855 гг. Петром Клодтом, воссоздан целый басенный зверинец: моська, лающая на слона; лебедь, щука и рак, пытающиеся сдвинуть с места воз с поклажей; лисица, тянущаяся к винограду. Этот веселый хоровод, окружающий фигу­ру баснописца, дополняет памятник.

См. ещё:

Рельеф средневеко­вый русский

Перспективный рельеф

 

источник: 8 ( см. список литературы )


-