ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Заказ изготовления копии

готовые копии

Вам могут быть интересны следующие ресурсы:


От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Июнь 21, 2010

   Знаменитый французский скульптор О. Роден оди­наково хорошо владел техникой обработки камня и лепкой. Бронзовые фигуры памятника «Граждане Ка­ле» отлиты по вылепленным им моделям. Этот памят­ник воссоздает подвиг шести жителей Кале, которые в давние времена, чтобы спасти город от насилий завое­вателей, добровольно пошли на смерть. Роден изобра­жает группу во время крестного пути, когда одни на­ходят волю 'побороть в себе страх смерти, другие, ук­репленные идеей, поддерживают ослабших духом. Здесь пластика выражает напряженный, драматичес­кий, многосложный внутренний диалог между героя­ми. Борьба душевных сил воплощена в контрастном рельефе всей группы; в глубоких провалах складок, впадинах глаз, обнажившихся мускулах, резких дви­жениях и жестах. Это более дробная, импульсивная, динамичная пластика: в одних местах художник слов­но не успел заполнить материалом предполагаемую форму, в других — напластовал излишек; поверх­ность формы волнуется, как волновалась рука, лепя­щая образ, контрасты выдают обостренность чувств.

В обоих случаях мы видим, что пластика возника­ет как естественный конфликт между формами реаль­ного тела и формами, которые принял под рукой скуль­птора материал. Художественная сущность этого конфликта пластики состоит в единстве двух условий: осязать взглядом камень, но ощущать жизнь. И то и другое обязательно; утрата одного убивает другое. Если подделать материал, чтобы он неотличимо на­поминал живое тело, то статуя будет производить своей застылостью мертвящее впечатление фигуры из паноптикума, а изображения животных превратятся в простые чучела. Если же художнику не удалось вдох­нуть жизнь в изображение, то перед нами холодны*, невыразительные каменные массы или напластования глины.

По существу, в искусстве скульптуры встречается бесконечное разнообразие вариантов этих двух форм пластики, т. е. пластики цельного куска, где все фор­мы стремятся сблизиться друг с другом, и пластики разъединенной формы, где образ строится на контрас­те и противопоставлении объемов масс и плоскостей.

По своей природе все эффекты воздействия скульп­туры на зрителя основаны на пластике, так как они связаны со зрительным осязанием формы и ощущени­ем движения масс и объемов. И все же необходимо особо выделить такие качества скульптурного образа, как цвет, свет и пространство.

Естественный цвет используемого художником ма­териала оказывает несомненное эмоциональное воз­действие на восприятие образа. Он начинает действо­вать еще «на дальних подступах» к скульптуре: спо­койный, безмятежный белый цвет мрамора; насыщен­ный, декоративный красный тон терракоты; темный, исполненный достоинства и силы бронзовый силуэт. Подходя ближе, мы замечаем всевозможные блики и цветные рефлексы на поверхности, которые у таких восприимчивых материалов, как мрамор, золото, фар­фор и др., составляют целую цветовую гамму. На брон­зе становится заметен зеленый или голубоватый налет патины, гармонично сочетающийся с темно-бурым тоном металла; иное впечатление производит сдер­жанный зернистый узор гранита. Но мастера не толь­ко используют естественный цвет материала. В разные эпохи имела распространение тонированная (всей ра­боте придается один общий тон) и расписная скульп­тура. Так использовали цвет ваятели Древней Греции (об этом уже говорилось в первой главе); так исполь­зуют цвет и современные скульпторы, на помощь ко­торым пришло много новых материалов. Декоратив­ность, звучность, цветовая мажорность становятся важными элементами пластического решения все боль­шего числа создаваемых советскими скульпторами произведений.




« Предыдущая страница | Страница 2 из 3 | Следующая страница »
-