ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Заказ изготовления копии

готовые копии

Вам могут быть интересны следующие ресурсы:



От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Май 31, 2010

   Слово «барельеф» происходит от французского Bas-relief и значит «низкий рельеф». Изображаемые фигуры в нем выступают не более чем на половину своего объема. Классическим примером барельефа служит фриз древнегреческого храма Парфенона (442—435 до н. э.), на котором изображено торжественное шествие афинян к храму Афины, богини-покровительницы города. Юноши, удерживающие разгоряченных коней, всадники, скачущие к священному холму, подростки, несущие чаши с вином, старики с оливковыми ветвями, символом мира,— все это изображено на фризе почти  без сокращения  в перспективе: барельеф не разрушает плоскости стены, а словно стелется параллельно ей, становясь органической частью храма. Один из самых красивых фрагментов фриза — шествие девушек, соткавших покрывало Афине; они двигаются неторопливо, плавно, их жесты величаво замедленны — на чередовании их основан ритм композиции. Чтобы показать духовную общность процессии, единомыслие всех, кто ее составляет, скульптор изображает все головы — и пешеходов, и всадников — на одном уровне, такой прием называется исокефалиёй. Композиция барельефа развивается, как бы следуя за шествием (недаром его осматривают, двигаясь за изображением), фон фриза совершенно гладок, внимание сосредоточивается на силуэтах идущих фигур. Горельеф — это высокий рельеф (от французского haut-relief). Фигуры в нем выступают более чем на половину объема, чаще всего на три четверти, а иногда и как полнообъемные, лишь слегка соприкасающиеся с фоном, Горельеф тоже непременно связан с архитектурой, с плоскостью.

Всему миру известны горельефы Пергамского алтаря (180 г. до н. э.), воссоздающие легендарную битву богов с гигантами, сыновьями Земли. В противоположность безмятежной созерцательности фриза Парфенона во фризе Пергамского алтаря все взволнованно, динамично. Фигуры сражающихся сплетаются, громоздятся друг на друга, местами образуют кипящий клубок — им тесно, они задыхаются в отведенном для них пространстве. Всюду чувствуется нечеловеческое напряжение. Зевс борется сразу с тремя гигантами; Аполлон мчится по телам в своей солнечной колеснице; Афина повергла крылатого Алкионея, ее священная змея жалит его в грудь, на молодом прекрасном лице гиганта читается мучительное страдание. Бурные движения и сложные повороты тел сражающихся подчеркнуты развевающимися одеждами и светотенью: контраст ярко освещенных и затененных мест усиливает впечатление драматизма происходящего.

Скульпторы (над Пергамским алтарем работала целая группа скульпторов, не все их имена известны) выявляют мощные объемы тел борющихся, усилия их мускулов. Кажется, что горельеф трепещет и колышется от напряжения, что некоторые фигуры готовы отделиться от плоскости. Словно вырываясь из мраморных плит, они живут уже не только в условном, но и в реальном пространстве. Находившийся в одном из музеев Берлина, Пергамский алтарь едва не погиб при пожаре во время второй мировой войны, но был спасен советскими солдатами и в 1958 г. возвращен Советским Союзом Германской Демократической Республике.




« Предыдущая страница | Страница 2 из 4 | Следующая страница »




Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.