ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Не знаете, что подарить близкому человеку? У нас идеи подарков в большом количестве!


  рекомендуем информацию о :

живопись - помощь в подборе коллекций и приобретении, копии картин на заказ

От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Август 2, 2010

ЛАКИ

  Помимо росписи по дереву и железу, суще­ствует роспись масляными и темперными красками, чаще всего не­больших коробочек, изготовляемых особым способом из картона. Такая роспись за последнее время обычно стала называться лаковой росписью, поскольку лак играет большую роль как в изготовлении изделий, так и в украшающей их живописи.

Родиной производства подобных предметов из картона сделалось подмосковное Федоскино. Простой картон склеивают в несколько слоев. Затем его прессуют, пропитывают вареным льняным маслом и сушат в особых печах при сравнительно высокой температуре. В итоге получается весьма твердый и крепкий материал, не уступаю­щий по прочности дереву. Из него опытные столяры изготовляют различного рода коробочки, которые перед началом живописных ра­бот тщательно грунтуются. После росписи изделия покрывают прозрачным лаком, затем опять сушат, снова полируют, добиваясь зеркального блеска. Подобный процесс изготовления из картона (или, пользуясь французским терми­ном, «папье-маше») различных предметов принят и в остальных, возникших в наше время цент­рах росписи по лакам — в Пале­хе, Мстёре, Холуе. Тут живо­писные работы выполняются яичной темперой, что связано с местными традиционными навы­ками.

История федоскинской жи­вописи по лакам восходит к кон­цу XVIII века, когда в 1795 году купец П. И. Коробов открыл здесь производство лаковых таба­керок. Однако роспись на них появилась несколько позднее. Уже в середине XIX века, когда дело перешло к Лукутиным, фе­доскинские коробочки получили широкую известность. Для бога­того покупателя писалась тонко выполненная миниатюра в виде портретов, пейзажей или сцен романтического характера. Для менее состоятельного потребите­ля изготовлялись табакерки или небольшие шкатулочки с тор­жественными «чаепитиями», зна­менитыми «тройками», деревенскими плясками и семейными сценка­ми. Часто мастера, прежде чем приступить к живописи, подкладывали под нее листочки сусального золота или серебра, создавав тем самым декоративный вид росписи «по сквозному». Тогда красочная крестьян­ская одежда или снежная поверхность вспыхивали яркими пятнами, чему немало способствовал и окружающий живопись черный фон. Но постепенно оригинальные композиции уступили место копиям со станковых картин. Такого рода роспись вплоть до настоящего времени занимает видное место в работе федоскинских мастеров.

Копирование хороших оригиналов, однако, не означает, что ху­дожник добьется  удовлетворяющих  результатов.  Ведь  особенности миниатюрной живописи заключаются не столько в сильно уменьшенном масштабе изображения,  сколько в яркой  декоративности  всей композиции и колорита.

В миниатюрной живописи лучше всего удаются такие сюжеты и темы, в которых заключены сильные человеческие переживания и чувства. В то же время ей противопоказаны элегические мотивы, слож­ные психологические положения и переживания. Так, для росписи небольшой коробочки, обычно туалетного назначения, скорее подхо­дит изображение танца или пейзажа с декоративными очертаниями деревьев и зданий, нежели тема, передающая раздумья человека или вид пустынного моря.

Копирование в Федоскино произведений станковой живописи, преимущественно XIX века, декоративные свойства которой весьма ограничены, привело к утрате прежнего органического чувства деко­ративности. Ощущая этот недостаток, мастера стараются усилить де­коративные качества своих произведений обращением к чрезмерному повышению роли цвета в миниатюре. Они то контрастно и резко со­поставляют те или иные цвета, то злоупотребляют живописью по металлизированному фону, то вводят в изобилии золото в саму жи­вопись. Всеми этими приемами все же нельзя спасти слабые декора­тивные композиционные приемы самой росписи. Помимо этого, в Федоскине считают, что приемы самой живописи должны оставаться такими, какими они были в XIX веке. Это ограниченное и неверное понимание роли традиций дает себя знать в общем консервативном характере росписи по лакам не только в Федоскине, но и в остальных центрах миниатюрной живописи.

Несмотря на эти консервативные тенденции, среди произведений Федоскина есть и отдельные удачные, где сквозь старые приемы ми­ниатюрного письма проглядывают новые, более интересные и, без сомнения, по-настоящему декоративные. Такова, например, неболь­шая овальная коробочка С. П. Рогатова «Грузинка». Фи­гура танцующей молодой грузинки масштабна по отношению к об­щей форме коробочки. Формы и линейный строй рисунка проникнуты медленным, как бы плывущим ритмом восточного танца. Декоратив­ность позы умело поддержана мерцанием темно-красного цвета бла­годаря металлизированной подкладке и рассыпанным по одежде ис­коркам чистого золота. Даже сам черный цвет окружающего фона приобрел красноватый оттенок. Естественно, что единство этой коло­ристической гаммы благотворно сказалось на общей декоративности этого привлекательного произведения. К сожалению, подобные удачи редки в Федоскине.

Роспись по лаку в Палехе, Мстёре и Холуе возникла в наше время — в 20-х годах текущего столетия. Прежде в течение ряда ве­ков мастера этих сел были заняты писанием икон. Последние, как из­вестно, представляют собой произведения, наделенные большой де­коративностью, особенно необходимой в древних полутемных церквах с их узкими окнами, пропускающими мало света. Эта декоративность древнерусской иконы сказалась во всем — в композиции, в силуэте фигур, в цвете. Поэтому нет ничего удивительного, что высокие де­коративные свойства иконы вместе с условными приемами самого письма не только проникли в произведения мастеров этих владимир­ских сел, но и сделались традиционными. Аналогичное отношение к проблеме традиций, то есть сохранение качеств и свойств искусства прошлого, сказалось здесь с неменьшей силой, чем в Федоскине. Так, в одно и то же время, в одну и ту же эпоху, при наличии одних, при­мерно, и тех же сюжетов и тем образовались отличные друг от друга направления в живописной миниатюре. Это разностилье порой рас­сматривается как некое богатство нашей художественной культуры, что вряд ли справедливо, тем более что при всем совершенстве ико­нописного искусства его приемами положительно невозможно выра­зить современную тему. Ведь современное художественное видение мира полярно противоположно как по содержанию, так и по форме художественному видению Древней Руси или крестьянскому миропо­ниманию даже XIX века.

Отмечая противоречивость самого стиля декоративной живописи Палеха, Мстёры и Холуя, все же нельзя не отметить развитое декоративное чувство их художников-мастеров.

Среди художников-палешан старшего поколения первое место, бесспорно, принадлежало И. И. Голикову. С редким мастерством ком­поновал он многочисленные «битвы» и «тройки». Не менее остро в его произведениях было проявлено чувство цвета. Его произ­ведения, подобно русским декоративным произведениям XVII века, полыхают красками, напоминая усольскую финифть. И. И. Голикову особенно удавались кони, то мчащиеся через вихри снега, то схватив­шиеся друг с другом в яростной схватке, подобно их всадникам. Круто изогнутые конские шеи, их развевающиеся и закручивающиеся гривы, вздыбленные тела, детали сбруи — все было проникнуто редким динамизмом. Условное применение цвета, например, красного для изображения конских тел, не только не мешало общему впечатлению, но, наоборот, повышало декоративные свойства живописи.

Не меньшие декоративные навыки проявляли палешане в изобра­жении пейзажей — сельского или городского, а также отдельных сцен, чаще всего почерпнутых из русского эпоса и мира сказов.

Аналогичные высокие качества декоративной росписи по лакам встречаем мы и в ряде произведений художников Мстёры и Хблуя, где зависимость от иконописи порой менее ощутима. Все они, как правило, сопровождаются ювелирно-тонким орнаментом, об­рамляющим саму роспись или украшающим боковые поверхности ко­робочек. Растительные и геометрические мотивы сплетаются в ска­зочные узоры, напоминающие тончайшее кружево, выполненное из золотых нитей и золотого же бисера. Однако желание создать драго­ценное произведение часто ведет к ненужному увеличению форм из­делий. Простые туалетные коробочки превращаются в никому не нужные ларцы, сплошь покрытые, словно затканные, золотым орна­ментом и многочисленными живописными сценками.

Дальнейшее развитие живописи по лакам, по-видимому, пойдет по пути создания как утилитарных по назначению изделий, так и выработки новых декоративных приемов самой живописи, поскольку повторять иконописные формы лишено смысла.

 

Другие виды декоративно-прикладного искусства

МЕТАЛЛ
СКАНЬ
ЧЕРНЬ
ФИНИФТЬ (ЭМАЛЬ)
КАМЕНЬ И ЯНТАРЬ
КОСТЬ И РОГ
СТЕКЛО
КЕРАМИКА
ГОНЧАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
МАЙОЛИКА
ФАЯНС. ФАРФОР
ПЛАСТМАССА
ДЕРЕВО
РОСПИСЬ
РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ
РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ
КРУЖЕВО

 


-
Вам могут быть интересны следующие ресурсы: