Пользовательское соглашение
ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьдизайн интерьераКиноВход
Опубликовано: Июнь 28, 2010

ГОНЧАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

   Простая гончарная посуда известна со времени глубочайшей древности. Эту посуду первоначально лепили от руки без помощи гончарного круга. И сейчас на сельских и небольших городских ба­зарах в воскресный день мы часто видим в продаже изделия простых гончаров — горшки, крынки, миски. Несмотря на сугубо утилитарное назначение этих простых сосудов, многие из них наделены высокими художественными свойствами. Мы можем залю­боваться умелыми пропорциями, хорошо найденными и «прорисован­ными» округлыми формами, лаконичной, но выразительной росписью, выполненной непритязательной рукой гончара, наделенного природ­ным талантом. Особенно часты такие «находки» на Украине, где силь­но еще развито простое гончарство. Вот, например, глиняная миска, распространенная на Полтавщине. Ее формы чрезвычайно просты, но в сочетании ее частей мы живо ощу­щаем наметанный глаз художника-гон­чара, превратившего свое скромное из­делие в законченное произведение.



Кра­соте форм миски немало способствует такой же простой орнамент. Он состоит из трех-четырех витков тонкой полосы-спирали, обегающей миску по внутрен­нему краю. В трех местах она ритмиче­ски прерывается введением маленьких парных листочков, как бы вырастающих из ее тела и образующих своего рода колосок. Эти листочки выполнены лег­ким ударом-поворотом кисти, рисую­щим основную спираль обводки. На дне миски свободно расположены еще три слегка изогнутых «колоска». Все здесь настолько просто и вместе с тем так на месте, что эту миску можно с полным правом сравнить со знаменитыми древ­негреческими гончарными изделиями. Именно к этим высоким художествен­ным свойствам простой гончарной посу­ды стоит приглядеться, стоит в них разо­браться. А усвоив этот столь наглядный «урок», достигнуть в новых современ­ных керамических изделиях той же со­вершенной простоты и красоты орнамен­тации.

Среди русских гончарных изделий заметное место занимают произведения города Скопина Рязанской области.

Скопинская керамика, покрытая яркой изумрудной и коричнево-охри­стой глазурью (для чего требуется по­вторный обжиг, так называемый поли­той обжиг), развилась в XIX веке. Но погоня за широким рынком сбыта ухуд­шила художественные качества произведений Скопина. Декоративная сторона изделий взяла верх над утилитарными.

Малопригодные для чего-либо сосуды — вазы, кувшины и т. п. — сплошь покрывались многочисленными и разнообразными по форме «прилепами». Последние, взятые отдельно, представляли собой детали, характерные для простых гончарных изделий, но, примененные с из­бытком, они не столько украшали, сколько отягощали сосуды.

Художница Д. Н. Шушканова задалась целью выполнить ряд но­вых образцов для Скопина. Она сохранила в них своеобразные деко­ративные приемы скопинской керамики, одновременно отбросив не­лепые декоративные формы прошлого и общую перегруженность де­талями. Такова, например, ее небольшая низкая ваза для цветов. В общей форме и силуэте вазы легко угадывается прото­тип — простой глиняный горшок. Но форма вазы стала более призе­мистой, кроме того, у нее появились две ручки. Традиционный скопинский орнамент в виде двойных фестонов расположен по горлу сосуда, что сказывается на декоративности силуэта. Тулово же вазы украшено графическим, процарапанным по глине, рисунком, изображающим небольшие ракушки, помещенные в обрамлении лепестков. Яркая охристо-коричневая потёчная полива-глазурь немало способ­ствует декоративности этого произведения.

   Не меньшими декоративными и пластическими качествами отличаются простые гончарные изделия селения Балхар в Дагестане. Боль­шинство из них до сих пор делается для местных хозяйственных нужд — кувшины для вина, для ношения воды, для хранения зерна, миски для масла, кислого молока и т. д.

Многовековое производство балхарской глиняной посуды сказа­лось на отработке ее художественных приемов, ставших классически­ми. Чистый, ясный силуэт любого произведения Балхар сочетается с пластичностью форм сосудов. Особенно хороши водоносные кувшины или кувшины для вина с их относительно узкими и острыми по си­луэту горлами, отличающимися «мятой» формой наподобие распус­кающегося цветка, как бы противопо­ставленной круто сбегающим вниз «на конус» стенкам сосудов. Горло и верх (плечи) матовых, без глазури кувшинов с их своеобразными простыми ручками покрыты обычно росписью, выполнен­ной белым или коричневым ангобом (роспись жидкой цветной глиной). Она состоит из тонких полос-обводов, за­витков, спиралей, зигзагов или условно­го растительного орнамента, рисунок которого как бы повторяет очертания горловин кувшинов. Эти узоры хорошо подчеркивают отдельные части сосудов, располагаясь лишь в легко обозримых местах.

При археологических раскопках на­ши ученые не раз находили грубо выпол­ненные из гончарной глины статуэтки — то фигурку коня, то человека. В глубо­кой древности эти фигурки были часто связаны с первобытным языческим куль­том; позднее они превратились в детские игрушки.

Исконная любовь народа к непритя­зательной глиняной игрушке дожила до наших дней, породив в отдельных цент­рах производства керамических изделий небезынтересные произведения. Такова, например, вятская или, иначе называемая, дымковская игрушка. Ее происхождение связывают с некогда существовавшей в городе Вятке весенней ярмаркой, называвшейся «Свистуньей». На ней продавалось множество различных по форме свистулек, в том числе и глиняные игрушки-фигурки, изготовлявшиеся в пригородной слободе Дымкове.      

Дымковскую игрушку лепят из жирной красной глины, к которой примешивают мелкий речной песок. Затем фигурки просушивают и обжигают в обычной русской печи (закаливают), после чего покры­вают раствором мела, разведенным на молоке. По этому белому фону наносят роспись красками, приготовленными на яйце или современными химическими. Основными цветами росписи служат синий, зе­леный, желтый, оранжевый, розовый, малиновый, коричневый и черный (последний применяется лишь при окончательной отделке). По­мимо этого, часто употребляется сусальное золото, что повышает яркость и без того декоративных фигур.

Дымковская игрушка давно перестала быть игрушкой для детей, превратившись в декоративную мелкую пластику. Если известное число животных и птиц, выполняемых в Дымкове, восходит к древней­шим образцам ритуального назначения, то подавляемое число человеческих фигур воспроизводит типичных до середины XIX века представителей купеческой или мещанской городской среды. Всем фигуркам в одинаковой мере свойственна большая обобщенность, а также пластичность форм; последнее свойство особенно важно в скульптуре. Тонкая пластичность форм в соединении с характерной позой или жестом изображаемого человека или животного делает скульптуру декоративной, свидетельствует о наблюдательности ма­стера, о его желании подметить и воплотить основное (что очень важ­но для силуэта фигуры), откинув излишние черты бытового, натура­листического пошиба. Нередко отдельные детали дымковских фигу­рок сильно гипертрофируются, приобретая даже несколько смешной характер. Так, хвост индюка похож, скорее, на подол юбки с обор­ками, а его «борода» превращается в гроздь винограда. Рога оленя сильнейшим образом разветвляются так, что они становятся похожи­ми на куст, достигая половины размера животного.

Естественно, что цвет в дымковской игрушке играет особо боль­шую роль. Его броские, порой даже «пронзительные» цвета, восходя к ярким ситцам XIX века, требуют от мастеров незаурядного колори­стического чувства, тем более что их сочетания строятся по прин­ципу контрастности. Геометрический рисунок узоров крайне прост — квадратики, круги, полосы-сетки, зигзаги, но в сочетании с белым фоном этот орнамент получает необыкновенную силу и «звучность».

Большое распространение дымковской игрушки за последнее вре­мя объясняется ее большими декоративными свойствами, столь необ­ходимыми в обстановке современной комнаты.с ее мебелью.

 



От: Bira,   -




Похожие темы:

    Топ 100 лучших фильмов, Идеи подарков - на все случаи жизни, Английский стиль в дизайне - примеры с фото

    Добро пожаловать на наш сайт! Сайт существует с 2006 года, множество энтузиастов приложило руку к его созданию и наполнению, чтобы предоставить вам увлекательные обзоры фильмов, интересные статьи о стилях интерьера и дизайне, а также захватывающие рассказы о картинах, художниках, музеях и необычных местах для путешествий.

    Наши обзоры фильмов предоставляют глубокий и всесторонний анализ отдельных кинолент. Мы рассматриваем не только сюжет и актерскую игру, но и кинематографическую технику, музыкальное сопровождение и общую атмосферу фильма. Будь то новинки или классика, мы стараемся предоставить вам полное представление о фильме.

    Наши статьи о стилях интерьера и дизайне помогут вам воплотить в жизнь ваши самые смелые идеи для дома. Мы делимся советами по подбору мебели, цветовой гаммы, освещения и аксессуаров, чтобы создать гармоничную и уютную обстановку. Вы узнаете о различных стилях интерьера, их особенностях и какие элементы помогут вам воплотить выбранный стиль.

    Не только фильмы и дизайн, мы также рассказываем о картинах и художниках, которые вдохновляют мир искусства. Мы предлагаем интересные истории о знаменитых произведениях и талантливых художниках. Кроме того, мы погружаемся в мир музеев и подробно рассказываем о самых удивительных и необычных местах для путешествий, где можно насладиться прекрасными произведениями искусства.

    Местные традиции - это еще одна тема, которую мы освещаем на нашем сайте. Мы погружаемся в культуру различных народов, рассказываем об их обычаях, праздниках и уникальных традициях. Вы познакомитесь с разнообразием мировой культуры и откроете для себя удивительные аспекты жизни разных народов.

    Мы стараемся предоставить вам интересные, информативные и увлекательные материалы, которые помогут вам расширить свои знания и насладиться красотой мира вокруг нас. Добро пожаловать в наш увлекательный мир искусства, кино, дизайна и путешествий!
    « КерамикаМайолика »