ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Не знаете, что подарить близкому человеку? У нас идеи подарков в большом количестве!


  рекомендуем информацию о :

живопись - помощь в подборе коллекций и приобретении, копии картин на заказ

От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Июнь 3, 2010

   Холмогорская резная кость в XVIII и XIX веках отличалась при­страстием к узорной, часто весьма сложной по композиции и орна­менту резьбе. Этот характер резьбы был сохранен в изделиях Холмогор как старых, так и нашего времени. В послевоенные годы появилась целая серия кубков, ваз, ларцов и шкатулок, богатейшим образом украшенных тончайшей ажурной резьбой. При всем высоком мастер­стве исполнения эти произведения свидетельствовали, скорее, о вир­туозности технической стороны работы мастеров, а не о развитии декоративных художественных приемов. В этих потоках орнаменталь­ных форм не только сказывалась погоня за богатством декоративных средств, но и характерные приемы украшательства, процветавшие в нашем искусстве в течение 30—50-х годов. Естественно, что мастерам, работающим в далеких Холмогорах, не сразу удалось отойти от этих приемов. Однако и здесь преодолеваются недостатки.

В качестве примера можно привести туалетный лоток, выдолблен­ный в бивне. Его приподнятая задняя стенка образована хорошо ском­понованной группой скачущих оленей, преследуемых стаей волков. Следует обратить внимание, как умело орнаментально связаны, рит­мично перекликаются друг с другом все компоненты рисунка. Значи­тельную декоративную роль играют и сквозные прорези между фигу­рами, повышая выразительность всей сцены.

Подобная резьба по кости требует большого понимания мате­риала, так как при соответствующей неправильной ее обработке легко заставить кость походить на пластмассу, чем сразу же обесце­нится ее художественная сторона. Эта опасность таится как в «меха­низированном» строе орнамента пластмассовых изделий, так и в сте­пени толщины косторезных изделий. Слишком тонкий слой кости при­дает ей вид пластмассы.

Наряду с плоской резьбой по кости из нее же изготовляется и мелкая скульптура, как правило, из мамонтовой, слоновой и моржовой кости, обладающей хорошей возможностью передавать округлые объ­емы, как бы вылепленные светотенью. Помимо этого, здесь не послед­нюю роль играет светло-кремовый оттенок цвета кости, придающий ей особую теплоту. Естественно, что высокая стоимость кости ска­залась на размере подобных произведений — обычно они очень не­большие. В древности же, например, греки изготовляли крупные ста­туи, где обнаженные части человеческого тела были выполнены из кости, а одежды из золота.

Более сложные задачи разрешены мастером-косторезом Д. Чуриловым из Хотькова, где изделия, как правило, выполняются из цевки. Последняя, благодаря своей трубчатой структуре, сильно сужает воз­можности плодотворной работы скульптора. Однако молодой мастер сумел преодолеть недостатки материала в небольшой скульптуре, изо­бражающей жирафа . Последняя в меру обобщена и доста­точно декоративна. Поза животного вполне естественна, хотя изгиб его тела и подчинен форме кости, имеющей в своей сердцевине пу­стотелый канал.

В послевоенные годы внимание ряда художников было привлече­но таким декоративным материалом, как рог. Известная широта цве­товой гаммы от черного до оливково-коричневого цвета, белесые вкрапления и податливость в обработке материала позволили соз­дать значительное количество разнообразных скульптурных произве­дений, главным образом животных. Однако возможность после соот­ветствующей технической обработки изгибать роговые пластинки са­мым различным образом, в зависимости от желания, придавать им чуть ли не любые формы и положения привела к созданию натура­листических по трактовке и мещанских по вкусу произведений. Та­ковы пальма с разрезными листьями, ландыши, петухи с необычайно распушенными хвостами и другие скульптуры, которые выглядят «как настоящие».

Наиболее взыскательные к своему творчеству художники, не же­лая отдавать дань столь дешевым и сомнительным эффектам, обратили внимание на пластическую сторону своих произведений, поскольку рог по своим свойствам и цвету давал возможность осуще­ствить подобные задачи. Так появились ряд скульптурок — «Моржи» работы М. Е. Возжинского , «Барсук» и «Хомяк» И. Л. Карахан и другие. Нетрудно заметить, что в этих мелких скульптурах доминирует желание показать красоту объемов и форм тел животных. Полировка поверхности рога помогает показу именно этих свойств скульптуры, одновременно служа и декоративным целям так же, как и подобранная расцветка рога. Именно эти художествен­ные свойства мелкой скульптуры из рога роднят ее с чукотскими резными из кости изделиями, изображающими охотничьих промысло­вых животных. В свое время они служили талисманами, прикоснове­ние к которым якобы способствовало удачной охо­те. Стремление к показу пластической красоты рога как материала, однако, не должно заслонять необходимой декоративности позы и силуэта скульптуры. Одностороннее художественное реше­ние поставленной задачи никогда не принесет удовлетворяющих результатов. Вместе с тем деко­ративные свойства мелкой скульптуры заключают­ся в первую очередь в красоте и тонкой гармони­ческой согласованности форм и линий. Небольшой по масштабу настольной скульптуре, хотя и обла­дающей четким, запоминающимся силуэтом и де­коративностью форм, должно быть менее всего свойственно активное воздействие на окружающую пространственную среду, так как она всегда рас­считана на близкое рассмотрение и сравнительно часто меняет свое местоположение.

 

Другие виды декоративно-прикладного искусства

МЕТАЛЛ
СКАНЬ
ЧЕРНЬ
ФИНИФТЬ (ЭМАЛЬ)
КАМЕНЬ И ЯНТАРЬ
СТЕКЛО
КЕРАМИКА
ГОНЧАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
МАЙОЛИКА
ФАЯНС. ФАРФОР
ПЛАСТМАССА
ДЕРЕВО
РОСПИСЬ
РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ
РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ
КРУЖЕВО

 




« Предыдущая страница | Страница 3 из 3
-
Вам могут быть интересны следующие ресурсы: