ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Не знаете, что подарить близкому человеку? У нас идеи подарков в большом количестве!


  рекомендуем информацию о :

живопись - помощь в подборе коллекций и приобретении, копии картин на заказ

От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Май 31, 2010

   Из произведений последнего времени (1962), где сказываются поиски новой современной орнаментики, можно привести выполненную с большим вкусом художником-ювелиром Р. В. Харитоновым (Ленинград) крупную брошь. В ее середине помещен дымчатый агат с черными черточками и серыми пятнами органических вкраплений. Камень оправлен в светлое неяркое золото, что хорошо выделяет его, придавая ему теплый розоватый оттенок. Агат окружен асимметрически расположенными «черточками», состоящими из мелких бриллиантов-роз (огранка камня на конус с трехсторонними гранями в количестве 12—18—24 граней), утвержденных на асимметрично же расположенных тонких золотых лучиках. Этот орнамент, несколько напоминающий китайский, в данном случае весьма оправдан, поскольку он перекликается с рисунком естественных прожилок агата. Следует обратить внимание и на ширину всей оправы, согласованную с размером агата.

Еще отчетливее сказываются орнаментальные формы в броши В. Г. Поволоцкой. Желая обострить декоративные свойства своего сравнительно большого изделия, носимого ныне чаще всего сбоку у плеча, художница придала ему несколько неправильные, как бы случайно смятые формы. На фоне переплетающихся, словно нити, то сужающихся, то расширяющихся, то сходящихся, то расходящихся, тонких «ленточек-нишей» бледного золота помещен крупный якутский бриллиант желтоватого оттенка. Цвета золота и камня хорошо согласованы друг с другом. Отдельно размещенные на металлических «нитях» розы, вспыхивая искорками, напоминают далекие звезды.

Изучение природы образования кристаллов позволило перейти к искусственному созданию рубинов, александритов, аквамаринов и других драгоценных камней, что связано с нуждами промышленности (вспомним, например, роль рубинов для производства точных часов). Естественно, что часть искусственного камня стала применяться в ювелирном деле. Чаще всего встречается искусственный рубин, достигающий порой значительных размеров. Однако его клюквенно-красный цвет, несколько отличающийся от цвета настоящего рубина, отрицательно влияет на художественные свойства ювелирных изделий. Последние часто выглядят, как говорится, неправдоподобными, напоминая фальшивые драгоценности.

Искусственные же александриты — зеленоватые днем и кроваво-красные или с красными отсветами при искусственном освещении неизменно, при хорошей огранке, производят самое лучшее впечатление. В качестве образца можно привести брошь, выполненную мастером А. И. Ефимовым, умело оправившим три разных по величине александрита в оксидированную серебряную скань с зернью. Светлые зернышки последней, словно мелкие жемчужинки, своими бликами поддерживают игру отсветов камней. Хотя в рисунке узора скани чувствуется воздействие старых приемов, тем не менее эта брошь по цельности композиционного построения, по хорошему показу камня может свободно считаться примером удачной работы современного мастера-ювелира.

Наряду с драгоценным камнем большую роль играет поделочный пестроцветный камень — вишнево-розовый с серыми и черными прожилками орлец, разнообразный по расцветкам, с белыми слоистыми полосами агат, изумрудно-зеленый малахит со сложным, как бы «разбитым» на части, строением своих прожилок, серовато-зеленый полупрозрачный нефрит и богатейшая по подбору цветов и яркости яшма. «Я не знаю другого минерального вида, — пишет крупный советский знаток камня академик Л. Е. Ферсман, — который был бы более разнообразен по своей окраске, чем яшма: все тона, за исключением чисто синего, нам известны в яшме, и переплетаются они иногда в сказочную картину».

Искусство обработки твердых пород поделочного пестроцветного камня началось в XVIII веке, когда в Петергофе, Екатеринбурге и Колывани на Алтае были созданы шлифовально-гранильные предприятия. Здесь изготовлялись как крупные архитектурные детали — облицовочные плиты, карнизы, даже целые колонны, шедшие на украшения тогдашних дворцов, так и более мелкие изделия, начиная от каменных ваз и кончая небольшими предметами туалетного назначения. Проекты для всех этих произведений делались в большинстве случаев известными русскими зодчими того времени, что немало способствовало развитию вкуса рядовых мастеров-камнерезов. Однако как бы ни был совершенен присланный проект, мастер должен был обладать так называемым «чувством камня», то есть художественным чутьем, умением выбрать определенный рисунок, узор прожилок камня, подходящий для формы задуманного произведения. Мастер-камнерез устанавливал соответствующий распил каменного блока с тем, чтобы показать всю красоту камня, совершенствованную последующей шлифовкой и полировкой.

Красота формы изделия из камня, как и красота узора его прожилок, неизменно возрастала при включении в его композиционную структуру металла. В XVIII веке чаще всего применяли золоченую бронзу. В наше время нередко можно заметить в отделке того или иного произведения даже нержавеющую сталь. Металл оттеняет отдельные части произведения или дает возможность в отдельных случаях прибегнуть к различным по цвету породам камня, повышая декоративность произведения.

Среди многочисленных изделий русского камнерезного искусства прошлого особенно богата разнообразием форм группа ваз, так полно представленная в собрании Государственного Эрмитажа, Русского музея и дворцов-музеев Ленинграда. Так, например, обращает на себя внимание ваза из ревневской яшмы, выполненная в первой четверти XIX века по проекту А. Н. Воронихина и К. И. Росси (рис. 19). На небольшом постаменте, украшенном бронзовыми накладками, утверждено само тулово вазы. Оно, словно цветок или плод, вырастает из держащих его золоченых бронзовых листьев. Ближе к узкому горлу вазы помещены ее бронзовые
ручки, выполненные в виде женских фигур. Мастер согласовал рисунок отдельных элементов золоченой бронзы с ревневской яшмой, благодаря чему достиг редкой согласованности камня и металла. Вместе с тем последний привносит в форму вазы обостренную силуэтность, что так необходимо в пространстве большого дворцового зала.

Не менее притягательны и относительно дешевы небольшие изделия, выполненные из разных пород камня, получившие распространение в начале XIX века, например небольшие ларчики — принадлежности женского туалетного стола. Чаще всего они выполнены из пластинок хорошо подобранного по цвету и узору агата, скрепленных тонкими полосками легко орнаментированной золоченой бронзы. Ширина бронзовых полосок нередко соответствует ширине полос слоистого рисунка камня, чем достигается единство произведения. Цвет золоченой бронзы также соответствует оранжево-красной расцветке чаще всего применяемого агата. Такие ларчики, как правило, ставятся на ножки-шарики, что приподнимает прямоугольный объем ларчика от поверхности стола, внося вместе с тем определенный декоративный элемент в крайне простой силуэт вещи.

 


« Предыдущая страница | Страница 2 из 5 | Следующая страница »
-
Вам могут быть интересны следующие ресурсы: