ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Багетные мастерские
 

список багетных мастерских

Багетные мастерские Москвы, России, адреса, телефоны, сайты

Вам могут быть интересны следующие ресурсы:


От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Июль 12, 2010

 

Дерево в изобразительном искусстве

   Изготовление деревянных резных игрушек встречалось раньше повсеместно. В отдельных центрах, как, например, в прежнем Сергиевском пасаде (ныне Загорске) или недалеко располо­женном селе Богородском, изготовление игрушки прекратилось в развитой промысел. Особенно прославились произ­ведения села Богородского, выполняемые обычно в простом неокра­шенном дереве. Уже в начале нашего столетия здесь стали изготовляться отдельные фигурки людей и животных, которые были не столько игрушками, сколько небольшими декоративными скульптурами. Посте­пенно это  направление  начало  преобладать.

Как в игрушках, так и в статуэтках ясно виден первоначальным призматический (трехгранный) кусок дерева. Мастер, работая ножом, придает ему обобщенную форму либо фигуры человека, либо живот­ного. Крупные порезки хорошо лепят форму, передают характерные черты и жесты. Вместе с тем эти порезки с большой полнотой говорят о свойствах дерева как пластического материала. По скульптуре «Со­кольник», выполненной И. К. Стуловым, видно, что это декоративное произведение восходит к конным игрушкам старого Богородского. Однако как скульптура малых форм он значительно декоративнее своего прототипа: его силуэт обострен, заметно возросла роль про­светов между отдельными частями фигуры, внимательно проработаны общая пластика форм и ритм линий.

В «Козле» М. Ф. Баринова эти же высокие художест­венные качества небольшой декоративной скульптуры усилены выразительным  строем  крупных порезок, хорошо передающих податли­вость дерева при резьбе.

Помимо художников, так или иначе связанных с Богородском, в дереве работают и другие скульпторы. Д. Н. Шушкановым выполнена группа небольших фигурок — кабана, антилопы. Художест­венным достоинством его произведений следует считать великолепно показанную пластику деревянных форм, с которой согласуются ха­рактерные особенности животных. Вместе с тем художник не забы­вает о декоративности своих произведений, что особенно ясно видно в силуэтах животных. Следует отметить, что здесь мы не найдем ка­кой-либо утрировки поз и движения — все естественно и закономерно.

По-иному подошли к дереву (самшиту) художники Хотькова А. В. Барашков и Ю. С. Чурилов. Они придали миниатюр­ным фигуркам тех же животных подчеркнутую декоративность. Пос­ледняя сказывается в тщательной проработке отдельных форм обще­го композиционного построения, наделенных определенной, несколь­ко нарочитой угловатостью, а также в системе декоративных поре­зок, как бы противопоставленных общей форме фигурок.

Все эти приемы свидетельствуют о широких возможностях дере­ва как хорошего скульптурного материала, в котором скульпторы мо­гут осуществить много высокохудожественных декоративных произ­ведений. Из того же самшита на черноморском курорте Сочи местные художники изготовляют небольшие токарные изделия. И тут дерево способно показать свои незаурядные пластические качества. В туа­летных чашечках-лоточках, небольших декоративных вазочках, бусах и т. д. сразу же угадываются свойства материала. Это видно по не­сколько «припухлой» верхней части горла каждой вазы или туалет­ного лотка, в мягком по рисунку профиле поясков, тяг и «цоколей» изделий. Можно сделать эти детали более тонкими и острыми по форме, но это нежелательно, потому что даже легкий случайный удар может привести к выщерблинам и непоправимым повреждениям. Токарные формы особенно хорошо передают пластику форм, богат­ство лепки светотенью как крупных, так и даже весьма мелких дета­лей. Поэтому работа над рисунком формы, над плавными, не режу­щими глаз линиями, над ритмическим сопоставлением отдельных де­талей должна стоять здесь, как говорится, во главе угла. Старые рус­ские деревянные токарные изделия представляют собой незаурядный материал, где художник может почерпнуть для себя ни один урок как в области композиционного построения вещи и ее детали, так и в трактовке форм дерева.

Не менее, если не более, притягателен в художественных дере­вянных изделиях капо-корешок — нарост на корнях березы. Его по особой рецептуре вымачивают, выпаривают, сушат,   а   выполненную затем вещь полируют. В результате этих трудоемких процессов полу­чается великолепный, прочный материал, отличающийся богатством естественных узоров древесины и большим количеством оттенков окраски — от темно-золотистого цвета до очень светлого, почти со­ломенного. Умение художника сказывается в подборе узора дерева, в гармонии колористических оттенков, в безукоризненном столярном мастерстве и в не менее совершенной зеркальной полировке. Разно­образие и красота рисунка древесины при ее янтарно-желтом цвете и полированной поверхности требуют гладких плоскостей, где бы есте­ственный узор капо-корешка (его текстура) обретал бы полную силу. Именно поэтому изделия из капо-корешка, изготовляемые в тепереш­ней Кировской области, отличаются простотой и ясностью форм. Мастера, работающие в этой области, избегают даже самых простых профилировок, так как рисунок древесины неминуемо зрительно раз­рушит, уничтожит любой профиль, любой поясок, сделает его мало­заметным и, следовательно, ненужным. Вследствие этой же причины в изделиях из капо-корешка можно часто встретить закругленные уг­лы или очень просто профилированные выступы Цоколя-основания.

Естественно, что названные свойства капо-корешка определили известную ограниченность изготовляемых из него изделий. В боль­шинстве случаев это небольшие коробочки и шкатулки различного на­значения.

В отдельных произведениях из капо-корешка можно встретить миниатюрные  вставки  декоративно-сюжетного  порядка.   Наилучшие результаты дает мамонтовая кость, желтоватый тон которой гармони­рует с цветом капо-корешка. В такой вставке, выполняемой также иногда на самшите, особенно важно соблюсти согласованность ее масштаба и узора с рисунком самого капо-корешка. Тогда образуется то высокое художественное единство, которое позволяет считать по­добное изделие из дерева по-настоящему драгоценным.




« Предыдущая страница | Страница 3 из 4 | Следующая страница »




Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.
« ДизайнСцены из жизни гарема в западноевропейской живописи »