ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Багетные мастерские
 

список багетных мастерских

Багетные мастерские Москвы, России, адреса, телефоны, сайты

Вам могут быть интересны следующие ресурсы:


От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Июнь 21, 2010

Дизайн

   Этому слову в русском языке соответствуют выра­жения: «техническая эстетика», «художественное конструирование», «промышленное искусство». Осно­вы для своего возникновения дизайн получил еще в XIX веке в связи с ростом доли массовой промышлен­ной продукции и требованиями ее эстетического оформления, но окончательно он сложился в 20-е—30-е годы нашего века. Мы уже писали, что изделия деко­ративно-прикладного искусства ремесленного произ­водства в значительной степени обязаны художествен­ным впечатлением своей рукотворности. Это качество исключено в машинной продукции, поэтому красота массовых вещей должна строиться на каких-то иных принципах, иметь особые формы.

Выработкой таких принципов, приемов, процессов и форм заняты художники-дизайнеры, вошедшие необ­ходимым звеном в современное производство. Направ­ления их деятельности очень разнообразны: составле­ние проекта изделия, рациональная, с учетом эстети­ческих требований организация рабочих мест и операций, проектирование интерьеров общественных зданий, устройство выставочных экспозиций — словом, работа в самых разных отраслях народного хозяйства и культуры.

Все эти сферы деятельности роднит стремление че­ловека придать окружающей среде красоту и упорядо­ченность, устранить элемент стихийного нагроможде­ния случайных вещей, опасность которого сугубо возрастает в условиях современного массового произ­водства. Вот что пишет об этом руководитель Цент­ральной учебно-экспериментальной студии художест­венного проектирования, советский художник-дизай­нер Е. Розенблюм: «Целостность мира вещей, создава­емых человеком, не может быть достигнута путем ме­ханического, только лишь внешнего, формального прилаживания одной вещи к другой. Она становится возможной лишь постольку, поскольку сам человек в своей внутренней жизни есть целостное существо, поскольку он носит в своей груди целый мир»; и да­лее: «Проектируя, художник строит вещь как мир... Мир не членится, как у ученого, а всегда воссоздается. Даже частная композиционная задача в искусстве всег­да целостна, в ней отражается система действия, при­сущая времени, культуре: и в самом малом, скажем, в линии — уже целое, а в структуре формы — уже мироздание, как оно существует для автора».

Таким образом, в основе осмысления дизайном вещи лежит современность, в том числе такие качест­венно новые, нетрадиционные явления, как научно-тех­ническая революция; производительные процессы становятся не только средством изготовления вещи, но и предметом, который дизайнеры стремятся худо­жественно выразить в вещи. Поэтому такие важней­шие принципы дизайна, как функциональность, конст­руктивность и экономичность проектируемого изде­лия, ни в коем случае не следует считать только за производственные требования — это также те качества современности, которые подлежат в вещи художест­венному выражению.

Эти особенности искусства дизайна проиллюстри­руем несколькими примерами и, в частности, моделью стула одного из основоположников художественного конструирования в СССР, разностороннего художника В. Татлина, выполненной им еще в 1920-е годы. Подоб­ные стулья-кресла сейчас можно встретить часто, а в то время их форма и конструкция были совершенно новым явлением среди громоздкой, «под старину» де­ревянной мебели. В отличие от своих деревянных со­братьев это изделие максимально отчетливо форму­лирует свою демократическую направленность. Эконо­мичность, простота стула, гнутого всего из трех отрезков металлических трубок, воистину артистична. Все это органично соединяется с собственной красотой изделия: стремительным и плавным силуэтом, рит­мическим повторением горизонтальных элементов, массивным сиденьем.

Иные задачи возникли перед дизайнерами экспери­ментальной студии Союза художников СССР при офор­млении экспозиции зала в Музее Вооруженных Сил СССР. Они должны были найти прежде всего не конст­рукцию отдельных вещей, а такие пространственные, зримые, вещные связи, чтобы зритель ощущал син­хронно и время экспонируемых предметов, и наше время. Кроме того, нужно было выявить эти связи в соответствии со специфическими законами простран­ственного восприятия. И все это полностью удалось художникам-дизайнерам, создавшим образную, эмо­ционально-приподнятую и в то же время точно доку­ментированную экспозицию одного из центральных залов музея.

Дизайнеры, занятые оформительской деятельно­стью, вступают в непосредственный контакт с прост­ранством, которое необходимо организовать по опре­деленным принципам; они встречаются с необходи­мостью не столько создавать, сколько отбирать и ин­терпретировать уже созданные вещи; а цель все та же, что и в проектах мебели, — создать целостную среду, содержательную и выразительную.

Многообразны сферы деятельности дизайнеров, но за всеми ими прослеживается одна общая мысль: кра­сота должна идти в ногу с веком, а еще лучше, обго­нять технический прогресс. Как и декоративно-при­кладное искусство, дизайн «возделывает» материаль­ный, вещественный мир; разница же между ними, как между личным («рука мастера») и всеобщим («массо­вое изделие»), между настоящим, которое уходит кор­нями в прошлое, и настоящим, устремленным в буду­щее. И те и другие ценности одинаково важны и не­противоречивы.






Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.
« Декоративно-прикладное искусствоДерево в изобразительном искусстве »