ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

 
Багетные мастерские
 

список багетных мастерских

Багетные мастерские Москвы, России, адреса, телефоны, сайты

Вам могут быть интересны следующие ресурсы:


От: Mishlen


Опубликовано: Сентябрь 29, 2015

Живопись непрозрачная

Пастель. Этот способ, изобретенный позже других, наиболее прост: очень слабая доза клейкого вещества, terre de рiре, или разведенная водою камедь, позволяют придать порошку, остающемуся почти чистым, форму карандаша, которым легко работать. Пастель бывает мягкая, полутвердая или твердая, в зависимости от того, входит ли клейкое вещество в массу краски в большем или меньшем количестве.

По мере того, как увеличивается количество клейкого вещества, яркость пастели уменьшается. Наиболее яркой будет наиболее мягкая (1).

Для пастели необходимо выбирать такой грунт, который может удерживать ее на себе. Не следует пользоваться гладкой поверхностью. Сильно зернистая поверхность должна быть также исключена, так как она берет краску слишком густо, что делает пастель менее прочной.

Способ употребления пастели, который был в ходу в 18 веке, стал наиболее рациональным. Пастель растиралась, а не накладывалась мазками. В наше время ее наносят густыми мазками и резкостью фактуры придают ей тяжеловатый вид. Такая фактура не лишена приятности, при этом самый материал менее изменяется, чем при растирании пастели. Частицы красочной пыли не раздавливаются, и свет на них действует непосредственно, а так как каждая молекула опережает соседнюю, то положенная таким образом пастель выявляет всю присущую ей яркость и свежесть. Но вся эта свежесть достигается за счет прочности пастельного слоя. При выборе грунта мы постоянно наталкиваемся на одни и те же трудности. Наиболее подходящим грунтом для пастели является, по-видимому, серая жестко-зернистая бумага. Употребляют также холст, покрытый клеем, деревянными опилками, пемзой или войлоком (2). Все эти основания — равноценны. Пасте-лист может предпочесть для работы то или другое. Тем не менее необходимо внимательно отнестись к клею, который употребляется для подготовки грунта. Плохо приготовленный животный клей становится в пастели причиной ее разрушения, вызывая в ней развитие зародышей грибков. Лучше применять чистый желатин или же казеин. Но при этом, конечно, необходимо следить за тем, чтобы из-за желания сделать его более мягким, не прибавить туда глицерина или меда. Их присутствие скажется вскоре появлением грибков.

Ввиду своей непрочности пастель требует тонких предосторожностей и внимания.

Сцепление частиц порошка настолько слабо, что достаточно толчка, даже небольшого колебания, чтобы разъединить их между собой. Обыкновенно для письма пастелью применяют натянутый на подрамнике холст или бумагу. Таким образом, получается нечто вроде барабана, чувствительного к малейшему сотрясению и даже вибрирующего при шуме на ближайших улицах, а между тем, необходимо по возможности ослаблять эти колебания. Чтобы защищать пастель от ударов, сзади на обратной стороне подрамника помещают картон.

При исполнении картин пастелью применяются самые разнообразные приемы. Все они представляют известный интерес. Иногда только раздавливают карандаш и оставляют штрихи нетронутыми, иногда растирают порошок пальцем, чтобы затем размазать его. Иногда забирают порошок жгутом (3) и окрашивают им бумагу. Некоторые художники подготовляют нечто вроде предварительного наброска, который они закрепляют, чтобы обеспечить для своей работы прочный нижний слой, растирая и не закрепляя затем верхнего слоя, они сохраняют прелесть пастели. Другие пишут сразу, без нанесения предварительного нижнего слоя, и не закрепляют пастели, третьи кладут пастель на хорошо проработанный акварелью нижний слой. Причем вновь, прежде чем писать на акварельном подмалевке пастелью, они растирают акварель порошком обожженной кости. Этот порошок придает бумаге, которую акварель сделала гладкой, шершавый характер. Затем уже выполняется работа твердой пастелью.

Пробовали закрепить пастель (4) на грунте (фиксировать). Но при этом немедленно возникали новые трудности. Клейкое вещество, проникнув слишком поздно между молекулами краски, уничтожает красящие качества порошка. Пастель становится липкой, тяжелеет и превращается в клеевую краску. При употреблении большого количества закрепителя (фиксатива) она принимает даже вид густых мазков акварели. До сих пор еще неизвестен фиксатив, неизменяющий краски как в отношении их яркости, так и в отношении прочности. Так как в состав фиксативов для угля входит приготовленный на спирту гуммилак, то эти фиксативы придают слишком много прозрачности белым меловым краскам пастели и слишком много тусклости ее ярким краскам. Наиболее употребительные фиксативы, приготовленные на клее и желатине, обладают тем неприятным свойством, что превращают пастель во что-то вроде живописи клеевыми красками, напоминающей живопись театральных декораций. Применение этих фиксативов представляет и другую опасность. Так как желатин или животный клей превращается при остывании в студень, то в магазинах его сохраняют в жидком виде путем прибавления уксусной кислоты, т.е. уксуса. Но уксус действует на краски. Белые улетучиваются, светлые краски темнеют, и пастель теряет свою яркость. Наконец, если раствор фиксатива свеж, он начинает бродить, и грибки съедают пастель вплоть до самой бумаги. Лучше всего приготовлять фиксатив самому. Такой фиксатив дозируют по желанию. Не следует забывать, что прочность его обратно пропорциональна свежести пастели; каждому необходимо выяснить самому, какой степенью яркости можно пожертвовать и какой степени прочности хотят достичь. Растворив клей в воде на огне, надо поставить его в водяную ванну, чтобы во время пользования им он сохранялся теплым и не обращался в желе. Испытывать этот клей лучше всего на одной половине растертой пастелью бумаги, сохраняя другую половину, на которой не фиксируют нанесенного слоя красок. Потом сравнивают нетронутую пастель с зафиксированной.

Жирардо говорит мне: „Пастель, мне кажется, фиксируется со временем, сама собой, под влиянием атмосферной сырости, которая одновременно действует на клей бумаги и на камедь пастели. Чем старее пастель, тем она прочнее". Он предлагает, кроме того, пользоваться в качестве фиксатива сывороткой белого сыра, которую наносят на бумагу с оборотной стороны пастели, а для пастели, исполненной на холсте, ее наносят непосредственно пульверизированием.

Непрочность пастели требует от художника забот, которые не прекращаются вплоть до самого ее обрамления. Поместить пастель под стекло так же важно, как покрыть лаком живопись масляными красками. Пастель изолируется от стекла подставками — маленькими линейками, расположенными с боков картины или на ее поверхности по всей длине ее сторон. Эти линейки окрашиваются матово-черной краской. Наконец, просто окаймляют стекло шероховатой черной бумагой. Эти предосторожности уменьшают порчу пастели от сырости и появляющихся от этого грибков(5).

1) Для того, чтобы приготовить пастельные карандаши, необходимо сделать массу, состоящую из красящего порошка и клея. Для этой цели берется клей гуммитраган или трагагант, приобрести которые можно в любом аптекарском магазине. С вечера этот клей нужно поставить в воду с прибавлением очень небольшого количества карболовой 20 проц. воды (не больше 3—5% по отношению ко всей массе воды по объему), что гарантирует, с одной стороны, пастель от появления грибка, а с другой — позволяет оставлять запас клея впрок. Когда клей достаточно намок, его варят, не давая долго кипеть; процеживая его затем через мелкое сито, мы получаем необходимый нам состав. Смешав в разной степени густоты (клей разбавляется постепенно водой) с порошком краски, мы получаем тестообразную массу, которую надо раскатать в форме длинной палочки и просушить на жестяной доске. До наступления полного просыхания эти длинные пастельные палочки рекомендуется нарезать на карандаши желательной длины. Для получения нисходящей скалы цветов к каждому основному тону надо прибавлять немного порошка белил. Для получения наиболее ярких тонов, надо брать жидкий клей, почти клеевую воду.

2) Обычный серый шведский картон, продаваемый в рулонах, может быть прекрасным грунтом для пастели. Его можно употреблять в том виде, в каком он продается, или же подготовлять различным образом; из наиболее простых и употребительных укажем следующее: можно немного проклеить картон рыбьим клеем, смешанным с порошком пемзы, и при полном высыхании несколько сгладить порошком морской пенки. Можно также покрыть поверхность, предназначенную для пастели, тонким слоем краски любого тона. Обратную сторону картины рекомендуется проклеивать клеем, рецепт которого мы приведем ниже.


3) Жирардо указывает мне на возможность пользоваться очинённой, в форме растушовки сердцевиной бузины, более мягкой и плотной, чем жгут


4) Надо сказать, что закрепить пастель совершенно, это значит лишить ее всех присущих свойств, превратить ее, иными словами, в другой род живописи—в густо наложенную акварель или живопись с клеевыми красками, а потому пользоваться всеми вышеприведенными рецептами рекомендуется с величайшей осторожностью. Обычно легкое фиксирование водой посредством пульверизатора (пастель должна быть при этом положена горизонтально) дает наилучшие результаты, растворяя и склеивая все составные части пастели, так как и в грунт и в самый материал ее входит клей

5) Мейер-Сей, посвятивший себя исключительно критике английских мастеров 18 века и организовавший в галлерее Бюрннера выставку английских пастелистов, сообщил мне любопытные сведения, которые он подобрал относительно английских пастелистов и Русселя, в частности.

Чтобы защитить свои пастели от сырости, Руссель приклеивал нх к медной доске или на холст, покрытый с оборотной стороны желатином. Он приготовлял свои пастельные палочки сам. Сей показал мне записную книжку, заключавшую рецепты Русселя. Английский пастелист заменял предназначенные для связи порошка камедь и воду эссенцией терпентина. Когда он хотел получить достаточно твердые палочки пастели, он прибавлял к эссенции немного винного спирта. Заключавшаяся в этих не-очищенных эссенциях камедь придавала пастелям Русселя яркость и прозрачность, которые, однако, отнимали у них часть их матовости. С лойяльностью искреннего критика Сей признает в то же время, что в некоторых произведениях Русселя появляются трещины и что материал, по-видимому, закреплен не всегда прочно. Трещины, вероятно, получаются от камеди, содержащейся в эссенции, она может также придавать блеклость краскам и делать их желтыми.

Пастелисты, Гардкер и Кинери, подготовляли нижние слои своих картин акварелью или гуашью. У Гарднера нижние слои голубые, у Кинери—белая гуашь окрашена легко нанесенным прозрачным слоем краски на тех частях картины, которые изображают тело. Это в общем уж не настоящая пастель.

 

Источник: 16 ( см. список литературы

 






Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.
« Даная в живописи и картинахЖивопись клеевыми красками »