ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
Вам могут быть интересны следующие ресурсы:


 
Выставки
 

Выставка к 200-летию со дня рождения Ивана Айвазовского.

Выставка к 200-летию со дня рождения Ивана Айвазовского.

29 июля 2016 – 20 ноября 2016

Адрес проведения: Крымский Вал, дом 10, 60-62 залы.

Третьяковская галерея вновь знакомит зрителя с творчеством Ивана Айвазовского. Художник по праву считается первооткрывателем настоящего русского морского пейзажа – самого сложного в исполнении вида живописного искусства. Он сам заслуженно стал «открытием» второй половины XIX в.


Подробнее...

От: Степанова Наталья


Опубликовано: Декабрь 3, 2007

Музей Ханса Мемлинга, Брюгге

 

Музей Ханса Мемлинга расположен в старинном здании госпиталя Синт-Янс

 

Музей Ханса Мемлинга расположен в старинном здании госпиталя Синт-Янс.

Брюгге - один из тех удивительных городов, где время как будто замерло. Причем замерло оно здесь как раз на той эпохе, свидетелем которой был герой нашего выпуска.

В этом городе сейчас проживает чуть более ста тысяч человек. Примерно столько же было и в середине XV столетия, когда сюда из Брюсселя приехал молодой художник, ученик Рогира ван дер Вейдена, по имени Ханс Мемлинг. По меркам того времени Брюгге считался процветающим, едва ли не огромным городом. Здесь ключом била жизнь, ежедневно заключалось множество торговых сделок, а от брюггской пристани то и дело отходили корабли негоциантов (как свидетельствует Васко да Гама, купцы из Брюгге вели свои дела даже в Калькутте). На одном из этих кораблей отправился к берегам Флоренции триптих Мемлинга "Страшный Суд". До пункта назначения, он так и не добрался, "осев", благодаря стараниям отважного корсара Пауля Бенеке, в вольном Данциге.

После поражения Карла Смелого при Нанси и развала Бургундского герцогства Брюгге утратил свою роль крупнейшего порта Нидерландов. Славнейший период "биографии" города минул, но не бесследно. И по сей день Брюгге хранит память о тех золотых временах, когда брюггекое кружево почиталось лучшим в Европе, брюггекая знать - самой богатой, а праздники - самыми пышными во всех Нидерландах.

 

зал мезея Мемлинга фото

В этих залах время остановилось.


Да, теперь этого город живет воспоминаниями. Словно в сказочный сон погрузился он в конце XV столетия, и ничто с тех пор не отвлекало его от созерцания волшебных грез. Войны, общественные нестроения, новые моды - ничто не смогло пробудить его. Все те же горбатые мостики перекинуты через его каналы, все те же крыши после дождя сверкают на солнце вымытой черепицей, все те же витражные окошки распахиваются по утрам. Все так же пахнет восковыми свечами и только что выпеченным хлебом. И кажется, что вот-вот по узкой уличке важно проедет в карете с гербами семейство знатного бюргера.

На две центральные площади и четыре улицы приходится здесь двадцать музеев. Одна из этих улиц (та, по которой вы входите в город с юго-востока) нам и нужна. Идя по ней, вы минуете здание основанного в XII веке сестричества бегинок (женщин, посвятивших себя Богу и занимающихся благотворительностью, но не ушедших в монахини). Сейчас в нем расположен монастырь бенедиктинок, но один из домиков бывшего Бегинажа отдан под музей, где точно воссозданы "кельи" бегинок. Нам, однако, недосуг знакомиться с бегинками, и мы идем дальше. Буквально через несколько метров высится цель нашего "путешествия" - здание госпиталя Синт-Янс (святого Иоанна), существующего аж с 1188 года. Этот госпиталь принадлежал в эти годы ордену урсулинок, и многие из своих работ Мемлинг писал именно для него (в частности, и раку святой Урсулы). Госпиталь Синт-Янс исправно выполнял свои функции до 1970-х годов, когда, наконец, был закрыт и превращен в музей. Музей Ханса Мемлинга. Лучшего места для размещения мемлинговых работ нельзя было бы найти. Некоторые из них даже никуда не потребовалось перемещать (уникальное для музеев явление - картины на протяжении пятисот лет находятся на одних и тех же местах!).

О многих из вещей Мемлинга, хранящихся в госпитале Синт-Янс, мы уже говорили. Настала пора остановиться подробнее на "Обручении святой Екатерины" - интереснейшей, на наш взгляд, работе из собрания музея. Этот удивительный триптих уступает в популярности лишь "Раке святой Урсулы" и "Диптиху Мартина вап Ньивенхове".

 

Обручение святой Екатерины (1479), центральная панель триптиха.

Обручение святой Екатерины (1479), центральная панель триптиха.


Эжен Фромантен говорил об "Обручении святой Екатерины": "Это решающая страница творчества Мемлинга. Не знаю, являет ли она технический прогресс по сравнению с ван Эйком, это еще нужно рассмотреть. Однако в манере чувствовать, в области идеала в ней проявляется тот свойственный художнику порыв, которого не было у ван Эйка и который ни одно искусство не могло бы так восхитительно выразить". Исследователь более всего ценил в этом триптихе изображения святых жен - святой Екатерины и святой Варвары. Он отзывался о них так: "Создай Мемлинг только эти две фигуры, и тогда можно было бы сказать, что он достаточно сделал для своей славы, особенно же для того, чтобы изумить тех, кого волнуют некоторые проблемы, и порадовать нас тем, что они уже разрешены". До нас дошло более ста работ Ханса Мемлинга, лучшие из которых хранятся в Брюгге, в музее его имени, расположенном в старинном здании госпиталя Синт-Янс.

 

По материалам ( 1 ) - Список литературы

[музеи Швейцарии] 


« Кунстхаус, ЦюрихХудожественный музей в Базеле »