ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Книги о живописи
 

Изобразительное мировое искусство, аукционные каталоги, учебники, книги о дизайне интерьера

книги, аукционные каталоги Кристис и Сотбис о живописи и дизайне интерьера
Вам могут быть интересны следующие ресурсы:


От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Апрель 21, 2009

Экспрессионизм


Экспрессионизм (по-французски expressionisme, от «expression» — «выражение», «выразительность») — направление в искусстве и литературе первых десятилетий XX в., проявившееся особенно ярко в Германии и Австрии.
 
Социальной почвой, на которой возник экспрессионизм, явились резко обострившиеся противоречия в общественной жизни, чудовищные контрасты между нищетой масс и безмерной расточительностью богачей, обострение национальных конфликтов и малые воины, вылившиеся в 1914 в Первую мировую войну. Такая ситуация в культуре тех лет породила настроения отчаяния и безысходности, резкое отрицание существующих общественных и государственных норм, пропаганду бунтарского своеволия творческого метода, отрицание традиций и порядка, господство крайностей и контрастов. В изобразительном искусстве экспрессионизм нашел наиболее последовательное и отчетливое выражение. В 1905 в Дрездене было основано объединение «Мост», в которое вошли Эрнст Людвиг Кирхер, Эрих Хеккель, Карл Шмидт-Ротлуф, Фриц Блайль; позже к ним примкнули Эмиль Нольде, Макс Пехштайн, Отто Мюллер. Художники объединения искали наиболее резкие, крайние методы преобразования натуры, опираясь на опыт немецкой готики, народного творчества, африканской пластики, в чем близки к французскому кубизму и фовизму. В их живописи натура деформируется, цвет приобретает экстатическое сияние, краски ложатся тяжелыми, плотными массами. Мастера «Моста» много работали в гравюре на дереве, стремясь возродить средневековую традицию.
 
Особенности старинной ксилографии (угловатые, рубленые формы, упрощенные контуры, резкие контрасты тонов) сильно повлияли на стиль их живописи. Другое крупнейшее объединение немецких экспрессионистов -«Синий всадник» — возникло в Мюнхене в 1911 по инициативе В. Кандинского и Франца Марка. В объединение вошли П. Клее, А. Макке, А. Явленский, Г. Кампендонк, А. Кубин. В отличие от деформаций «Моста» стиль «Синего всадника» - это символизм и стиль модерн в эпоху крайностей авангардизма, торжества отвлеченных красочных гармоний и структурных принципов формообразования. Лидеры «Синего всадника» Кандинский, Марк, Клее стали одними ИЗ основоположников абстрактного искусства. После Первой мировой войны в разрушенных и опустошенных странах Европы настроения потерянности, безнадежности, разрыва с социальной действительностью восторжествовали в живописи и графике М. Бекмана, О. Дикса, О. Кокотки, в скульптуре В. Лембрука и Э. Барлаха.
 
Экспрессионизм в подавленной, лишившейся перспектив Европе в атмосфере войн и революций приобрел всеобщий интернациональный характер, предстал как глобальное мироощущение, вырастающее из настроений униженных и доведенных до отчаяния масс. Тревожное, болезненное сознание, порожденное острыми социальными кризисами, утратой согласия с действительностью, ожиданием небывалых катаклизмов, захватывало литературу (писатели Ф. Кафка, Л. Франк, поэты И. Бехер, Ф. Верфель, драматурги В. Хазенклевер, Г. Кайзер, Э. Толлер), музыку («новая венская школа» — А. Шёнберг, А. Берг ), театр (режиссеры М. Рейнхард, В.Э. Мейерхольд), кино (режиссеры Ф.В. Мурнау. К. Фейдт). Живопись и графика экспрессионистов и их предшественников в последней четверти XIX в. активно проявили себя во многих странах Европы (В. Ван Гог в Нидерландах и Франции, Дж. Энсор, Ф. Мазерель, К. Пермеке в Бельгии, Э. Мунк в Норвегии, Ян Слейтерс в Нидерландах, А. Гютерсло, Э. Шиле, А. Кубин, О. Кокошка, Э. Фукс в Австрии, Б. Пор, Р. Берень в Венгрии). В русской культуре не было оформленного экспрессионистского направления, однако трагедии русской жизни и глубокие связи с немецкой и австрийской культурой порождали сильные родственные экспрессионизму порывы в стихах и драмах А.А. Блока, в рассказах и драмах Л.Н. Андреева, в музыке И.Ф. Стравинского и С.С. Прокофьева, в режиссуре В.Э. Мейерхольда и Е.Б. Вахтангова, в живописи и графике М.З. Шагала, М.В. Добужинского, В.Н. Масютииа, А.Н. Козлова. Своеобразной, причудливой ветвью современной архитектуры явилось экспрессионистское направление, характерными чертами которого были динамическая композиция, острые контрасты массива стен и хрупкого стекла, света и тени, уподобление постройки и ее частей странным предметам или растениям (архитекторы Э. Мендельзон, Х. Пёльциг в Германии, К.С. Мельников в России). Экспрессионистское направление послужило связующим звеном между стилем модерн и «брутулизмом» второй половины  XX в.
 
 
 
 
 
 

 






Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.

картины, дизайн, полиграфия, подарки для интерьера - полезные ресурсы:
« Футуризм