ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Монументальная живопись, архитектура, декор - терминология, а также стили интерьера

термины в архитектуре и дизайне


  Ниже - двери из мира прекрасного в мир реальных вещей и нужных услуг -> переход здесь :)



От: Шолохова Е.


Опубликовано: Март 16, 2009

Модернизм в искусстве, живописи, картинах

Модернизм (по-французски modernisme, от «moderne» — «новейший», «современный») -  совокупность  авангардистских, отрешившихся от реализма и классических традиций направлений «другого искусства» XX в. Понятие «модернизм» отнюдь не является порождением XX в.: о «новейшем»,  «современном» искусстве начали говорить в позднеантичное время, о нем спорили в эпоху Возрождения, в XVII  в. В середине XIX в. Шарль Бодлер выступил с требованием современности искусства. В XX в. модернизм и авангардизм стали популярными лозунгами новаторов, отвергавших признанные художественные  образцы. Термин  «модернизм» стал особенно популярен в советской эстетике и критике со второй половины 1950-х. В это понятие обычно вкладывалась негативная оценка: внимание заострялось на таких особенностях, как отказ от классической традиции, субъективизм, разрушение образности, основанной на «подражании природе», разрушение логики формы, тяготение к абсурду, к случайным, непредвиденным эффектам, к размыванию границ между искусством и реальностью.

Модернизм XX в. —  «другое искусство» по отношению к различным традиционалистским течениям в художественной культуре. Он построен на «обратной логике» и представляет собой сложную структуру, порожденную «индустриальным обществом», «обществом отчуждения». Зарождение модернизма как явления  мировой художественной культуры относится к 1860-м — времени появления новых тенденций в европейской художественной культуре (каркасная конструкция и железобетон в архитектуре,  зарождение импрессионизма в живописи). В России переход к модернизму связан с 1880-ми и абрамцевским художественным кружком. В Европе последней четверти XIX в. идеи самоценности и автономности развивали различные течения постимпрессионизма. В первые десятилетия XX в. модернизм стал мощным и разнообразным, движением, принципы которого утверждались многими направлениями, такими, как фовизм, кубизм, экспрессионизм, конструктивизм, абстрактное искусство; с Первой мировой войной «деструктивные» тенденции, разрушение общепринятых законов искусства дополнились волной «искусства абсурда» (дадаизм, сюрреализм). После Второй мировой войны эстафету модернистских исканий приняли абстрактный экспрессионизм (ташизм) и поп-арт. Искусство модернизма окончательно утвердилось на своих антитрадиционных, антиавторитарных позициях, приобрело характер особой деятельности, системы «акций», не имеющих практической, утилитарной цели. К числу важнейших особенностей модернизма относится ощущение самоценности и независимости формально пластических, композиционных и колористических экспериментов; целью художественного творчества признается создание принципиально новых произведений, несущих внутреннюю свободу и новизну художественного языка. Каждое произведение видится как суверенное, поскольку в нем воплощаются особые видение и понимание мира автором. С конца 1950-х и особенно с 1960-х в западной, а позже и в российской художественной культуре формировались тенденции, противостоящие модернизму (постмодернизм), отвергающие его постоянную погоню за новизной, современностью и оригинальностью художественного высказывания.

 

по материалам  [5] см. Список литературы

 




« Модерн«Московский салон» »