ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Монументальная живопись, архитектура, декор - терминология, а также стили интерьера

термины в архитектуре и дизайне


  Ниже - двери из мира прекрасного в мир реальных вещей и нужных услуг -> переход здесь :)

От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Март 16, 2009


Модерн (по-французски moderate — «новейший», «современный») — стиль в европейском и американском искусстве конца XIX — начала XX в. Другие названия стиля — «ар нуво» но Франции и Англии, «югендстиль» в Германии,  «сецессион»  в Австрии, «либерти» в Италии, «модерниссимо» в Испании. Идейно-философской почвой, на которой формировался модерн, был неоромантизм на новом этапе возрождения идей конфликта между индивидом и обществом, миростроительной миссией художника-демиурга, ведущей ролью творческого прозрения и визионерства в создании произведений искусства. С усилением интереса к теориям Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше, к учениям о скрытых закономерностях саморазвития духа и материи (сменившим господствовавшие до того позитивистские взгляды) эти идеи приобрели в эстетике модерна самодовлеющее значение как иррациональные импульсы, побуждавшие к творчеству в различных областях искусства и жизни. Центральной эстетической идеей стиля модерн была идея синтеза искусств, восходившая к идеям Рихарда Вагнера о «совокупном» (синтетическом) произведении искусства. Основой синтеза искусств виделась архитектура, объединяющая все виды искусств — от живописи до театра, В архитектуре модерна органически сливались конструктивные и декоративные начала: колонны, пилястры, карнизы включались в декоративную систему здания: уподоблялись растениям или морским животным, а декоративные мотивы неожиданно получали особую роль в общей конструкции здания. Композиция зданий модерна строится «изнутри наружу» (внутреннее пространство определяет облик здания); фасады несимметричны, а их текучие, полуфантастические мотивы напоминают природные образования (скалы, растения, коралловые рифы) или изваянные скульптором мифологические фигуры (русалки, лешие). Модерн создал свой тип орнамента из динамичных кривых линий, создающих очертания фасадов, рисунок паркета, лепные и живописные украшения стен. Нередко в архитектуре и искусстве модерна использовались стилизованные формы искусства прошлого (готика, древнерусское искусство, рококо, классицизм). Художники активно работали над циклами мозаик и витражей (в России В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, М.А. Врубель, Н.К. Рерих).
 
модерн - Михаил Врубель, Сирень
М. Вбрубель, "Сирень", 1900 г., х., м., Государственная Третьяковская галерея, Москва
 
Живописцы и архитекторы плодотворно трудились и в области декоративной графики (в Германии Генрих Фогелер; в Австрии Густав Климт, Йозеф Хофман; в Польше Станислав Виспяньский; в России КА Сомов. П. Феофилактов). Для эпохи модерна характерен тип универсального художника, работавшего одинаково успешно в станковой и прикладной сферах (Уильям Моррис в Англии, Рене Лалик во Франции, Хенри Пур в США, СВ. Малютин в России). Характерно и приближение станковых форм к декоративным композициям — плоскостность, силуэтность и орнаментальный ритм живописи, туманность, смутность либо подчеркнутая декоративность живописных образов, что было связано с воплощением идей символизма. Со стилем модерн соприкасались многие крупные живописцы: во Франции Поль Гоген, члены группы «Наби» (Морис Дени, Пьер Боннар, Эдуар Вюйар, Поль Серюзье), в Австрии Густав Климт, в Норвегии Эдвард Мунк, в Швейцарии Фердинанд Ходлер, в России В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, М.А. Врубель, в ряде своих работ В.А. Серов, К.А. Коровин, члены объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Л.С, Бакст, К.А. Сомов). Эпоха модерна была временем расцвета книжной, журнальной и декоративной графики. Ее выдающимися мастерами были в Англии Уильям Моррис, Эдуард Берн-Джонс, Обри Бердели, во Франции Анри де Тулуз-Лотрек, Жан-Луи Форен, Шарль Леандр, в Германии Макс Клингер, Петер Беренс, Томас Теодор Хайне, в Швейцарии Теофиль Стейнлен, Феликс Валлотон, в России — графики объединений «Мир искусства» «Голубая роза», «Золотое руно». Новым явлением в изобразительном искусстве стал плакат (Тулуз-Лотрек, Стейнлен, в Чехии Альфонс Муха, в Венгрии Роберт Берень, Бела Уитц). Скульптура модерна отличалась текучестью форм, причудливостью силуэта (позднее искусство Огюста Родена во Франции, работы Жоржа Минне в Бельгии, А.С. Голубкиной в России). В конце эволюции стиля модерн декоративно-орнаментальная стихия стала уступать место конструктивным, «пуристским» установкам, отказу от декора — в поздних постройках Ф.О. Шехтеля в России, Отто Вагнера, Адольфа Лооза в Австрии, Петера Беренса в Германии, Огюста Перре во Франции. Те же изменения происходили в дизайнерских работах Беренса. Хофмана, ван де Велде.
 
по материалам  [5] см. Список литературы  





Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


« «Мир искусства»Модернизм в искусстве, живописи, картинах »