ГлавнаяО проектеГалерея картин Живопись ресурсыКопии картинРоспись стендизайн интерьера

Монументальная живопись, архитектура, декор - терминология, а также стили интерьера

термины в архитектуре и дизайне


  Ниже - двери из мира прекрасного в мир реальных вещей и нужных услуг -> переход здесь :) пика гидромолота



Главная  >>   Живопись ресурсы  >>  Стили и школы в живописи [Ё - М]


Кубизм (по-французски cubisme, от «cube» — «куб») — направление во французском искусстве 1900-х - 1910-х. Основоположники и лидеры кубизма Пабло Пикассо и Жорж Брак опирались на результаты опытов построения упорядоченной стереометрической формы в трехмерном пространстве, проводившихся многими мастерами: от Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера до Поля Сезанна и Михаила Врубеля.

 Кубизм

Они обращались также к наследию древнейших и архаических культур (скульптуре неолита и бронзового века, скульптуре племен Африки и Океании, древнегреческой архаики, галлов, скифов и других древних народов). Название «кубизм» было дано критиками первого десятилетия XX в. но характерной (хотя и внешней) особенности первых кубистических картин — преобладанию в них прямых линий, гладких граней и кубоподобных форм. Кубизм возник около 1907 года. В его истории принято выделять три периода: начальный (сезанновский, 1907—1909), аналитический (1909—1912)  и синтетический (1913-1914). В картинах сезанновского периода массивные объемы, ограниченные прямыми ломающимися линиями, напоминают формы негритянской пластики. В аналитический период форма дробится на мелкие грани и сходящиеся под углом плоскости. При этом кубистическая стереометрия обманчива и противоречива: намеченные объемы неожиданно превращаются в плоскости, передние грани переходят в боковые, линии обрываются и повисают в пустоте; все формы смещаются, колеблются, не поддаются точному определению. Художник разлагает изобразительную форму, анализирует ее составные элементы и общее зрительное строение, художественный язык. К концу аналитического периода Пикассо и Брак начали вводить в свои картины надписи, а затем и наклейки. В период синтетического кубизма основным приемом становится коллаж. Объект изображения как бы собирается, синтезируется из разнородных фрагментов — графических знаков (нот, цифр, слов), схематичных рисунков, обрывков газет, цветной бумаги, обоев с орнаментом, изобразительным рисунком или имитацией различных фактур. Вместе они складываются в некое простое изображение (как правило, натюрморт), воссоздающееся в воображении зрителя. Каждая кубистическая   картина   представляет зрителю некоторые непростые отношения, как бы задачи, нуждающиеся в формулировке и решении: соотношение реальности и способов ее изображения, отношение между языковыми знаками разных типов и уровней, отношение между мысленным образом и зрительным результатом. В 1908 году сложилось первое объединение кубистов — группа «Бато Лавуар» («Лодка-плотомойня»), которую возглавил Пабло Пикассо (в группу вошли Жорж Брак и поэт-авангардист Макс Жакоб); в 1911 образовалось более широкое объединение кубистов «Золотое сечение», куда вошли Хуан Грис, Луи Маркуси, Фернан Леже, Альбер Глез, Жан Метценже, Андре Лот, Роже де ла Френе, Анри Ле Фокопье. В том же году на выставке Салона Независимых публика впервые познакомилась с кубизмом. Вскоре появились первые книги, объяснявшие и пропагандировавшие новое направление, — «О кубизме» Глеза и Метценже (1912) и «Художники-кубисты» поэта Гийома Аполлинера (1913). В этих книгах отвергалась традиция «репродуктивной» (то есть фигуративной) живописи и провозглашалась новая задача, стоящая перед искусством, — создание самостоятельных живописных реальностей, независимых от объективной реальности. В этом кубизм объединялся с почти одновременно возникшим футуризмом и подготавливал возникновение абстрактного искусства. В России последователями кубистов были многие художники 1910-х - 1920-х, в том числе мастера объединения «Бубновый валет» (И.И. Машков, П.П. Кончаловский, P.P. Фальк, А.В. Куприн).

по материалам  [5] см. Список литературы  

 

см. ещё:

картины в стиле кубизм

картины в стиле кубизм 




Rambler's Top100