ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Монументальная живопись, архитектура, декор - терминология, а также стили интерьера

термины в архитектуре и дизайне


  Ниже - двери из мира прекрасного в мир реальных вещей и нужных услуг -> переход здесь :)

Наша группа в социальных сетях

Присоединяйтесь!

Опубликовано: Март 4, 2009

Критический реализм - живопись и известные картины

Критический реализм — направление и искусстве ряда стран Европы и Америки, возникшее в середине XIX в. В то же время во Франции появился реализм как важное понятие эстетической мысли.

отдельно читайте статьи:

социалистический реализм

гиперреализм

 
 
Критический реализм - Женщина с хлебом, Робер Делоне


Женщина с хлебом, Робер Делоне 1905, 90×71 см
 
Критический реализм ориентирован на непосредственное изображение повседневной жизни людей, преимущественно бедных и обездоленных, противопоставляемых зажиточным и праздным слоям населения. Первые признаки критического реализма можно заметить в живописи итальянца Микеланджело Караваджо и его последователей - «караваджистов», проявлявших в конце XVI и в XVII в. острый интерес к быту низов общества — нищих, бродяг, разбойников, изображавшихся часто в увлекательном романтически-авантюрном обличий (живопись Сальваторе Розы, Алессандро Маньяско в Италии). В XVII в. голландец Ян Стен, в XVIII в. итальянцы Якопо Черути, Гаспаре Траверс пытались изобразить без прикрас неприглядные стороны будничной жизни своих современников. Художники эпохи Просвещения XVIII в. (Уильям Когарт В Англии.) критиковали с точки зрения разума и справедливости социальные устои общества тех лет. Особенно острым и бесстрашным был анализ социальных противоречий в офортах и картинах Франциско Гойи в Испании на рубеже XVIII и XIX вв. В живописи и графике 1-й половины XIX в. (Теодор Жерико, Эжен Делакруа во Франции) с энергией и страстью отражены драматические конфликты повседневной реальности. Собственно социальная критика стала доминирующим началом в творчестве графиков 2-й трети XIX в. — Оноре Домье, Поля Гаварни, Жана-Исидора Гранвиля, обратившихся к пристальному изучению и анализу глубоких общественных противоречий. Обобщенные образы социальных сил своего времени создали в XIX в. художники Александр Декан, Гюстав Курбе, Жан-Франсуа Милле во Франции, Константен Менье в Бельгии. Адольф Менцель, Вильгельм Лейбль в Германии, Михай Мункачи в Венгрии. В России критический реализм получил распространение уже в середине XIX в. Образ «маленького человека», возникший в произведениях А. С. Пушкина, И. В. Гоголя, нашел воплощение в жанровых сценах П. А. Федотова, в карикатурах и иллюстрациях А. А. Агина, П. М. Боклевского, Н. А. Степанова, П. М. Шмелькова, А. И. Лебедева. Во 2-й половине XIX — начале XX вв. художники-передвижники сделали критический реализм основным методом своего искусства. В. Г. Перов, Г. Г. Мясоедов, В. Е. Маковский, Н. А. Ярошенко, И. Е. Репин, А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин, Л. В. Попов в своих картинах критиковали несправедливое общественное устройство, следуя за литературой (И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский. А. П. Чехов). Традиции критического реализма — сатирическое обличение и анализ общественной ситуации - то и дело воскресали в советское время: в сатирической графике Кукрыниксов, Б. И. Пророкова, Л. В. Сойфертиса, в живописи Е. М. Чепцова, С. А. Адливанкина, С. В. Никритина, Г. М. Коржева, а в конце XX в. в саркастическом искусстве соц-арта.
 

Реализм

«Здесь не идёт речь о поиске «абсолютной» красоты. Художник не является ни историей живописи, ни её душой ... И именно поэтому он не должен считаться ни моралистом, ни литератором. Его следует оценивать просто как художника».

Эмиль Золя


 

Реализм - лучшие картины художников в этом стиле

Уинслоу Хомер (Winslow Homer), охота на лису, реализм

 

Краткое содержание

Реализм, хотя и не имел внутренних противоречий, признан первым современным движением в искусстве, которое отвергло традиционные формы искусства, литературы и социальной организации как устаревшие после Просвещения и Промышленной революции. Начиная с Франции в 1840-х годов, реализм полностью изменил живопись, расширив представления о том, чем является искусство. Работая в хаотичную эпоху, отмеченную революцией и широкомасштабными социальными изменениями, художники-реалисты заменили идеалистические образы и литературные фантазии традиционного искусства реальными событиями, придав нормам общества такой же вес, как и великим историческим картинам и аллегориям. Выбор привнести повседневную жизнь в полотна был ранним проявлением авангардного стремления объединить искусство с жизнью, а отказ от методов живописи, таких как перспектива, предвосхитил многие определения и переопределения модернизма XX века.

 

Основные идеи:

  • Реализм широко считается началом современного искусства. Это связано с его убежденностью в том, что повседневная жизнь и современный мир являются подходящими сюжетами для искусства. Философски, реализм охватил прогрессивные цели модернизма, ища новые истины, пересматривая и опровергая традиционные системы ценностей и убеждений.
  • Реализм волновало то, как жизнь была структурирована в социальном, экономическом, политическом и культурном плане в середине XIX века. Это привело к непоколебимым, иногда «уродливым» изображениям неприятных моментов жизни и использованию тёмных, земляных палитр, которые противопоставляли высшим идеалам красоты высокого искусства.
  • Реализм был первым явно анти-институционным, нонконформистским движением искусства. Художники-реалисты стремились к социальным нравам и ценностям буржуазии и монархии, которые покровительствовали рынку искусства. Хотя они и продолжали подавать работы в Салоны официальной Академии художеств, они также организовывали независимые выставки для демонстративного показа их творчества.
  • После стремительного роста газетной печати и средств массовой информации, последовавших вслед за промышленной революцией, реализм представил новую концепцию художника как самопублициста. Густав Курбе, Эдуард Мане и другие целенаправленно добивались неоднозначной реакции и использовали средства массовой информации для увеличения своей известности, тем же способ, которым продолжают пользоваться художники по сей день.

Истоки

До реализма: Историческая живопись и Академия


Основанная в 1648 году Людовиком XIV, Академия Royale de Peinture et the Sculpture или Королевская академия живописи и скульптуры руководила созданием искусства во Франции в течение почти двух столетий. Учитывая доминирующее положение Франции в европейской культуре за это время, Академия установила стандарты для искусства на всём континенте, предоставляя молодым талантам обучение в мастерских и признавая художественные достижения на своих полурегулярных выставках Салона.

«Высшая» форма искусства, учреждённая Академией на конференции 1668 года, была исторической живописью: крупномасштабное изображение повествования, как правило, из классической мифологии, Библии, литературы или летописей человеческих достижений. Только самым сильным художникам разрешалось рисовать в этом жанре, и их работы были наиболее отмечены Академией. Иерархия жанров по нисходящей была такой: портрет (изображение важных лиц), жанровые сцены (изображение крестьян или «неважных» людей), пейзаж (изображение живой природы) и натюрморт (nature morte или «мёртвая природа»).

В конце XVIII века неоклассицизм, вдохновленный археологическими открытиями в Греции и Италии в середине XVIII века и просветительскими идеалами разума и порядка, стал методом преимущественно для исторической живописи. Неоклассическая историческая живопись, примером которой могут служить работы Жака-Луи Давида, использовала классические источники, композиционные методы и фоны, чтобы истолковывать современные события. Например, его знаменитая «Клятва Горациев» (1784) передала гражданскую ценность патриотизма под видом истории римского историка Ливи.

В ответ на неоклассицизм, индустриальную революцию и рационализацию жизнь и общество просвещения, романтизм охватил иррациональные, сильные эмоции и экзотические сюжеты в качестве более достоверных источников художественного творчества. Вместо прекрасно организованных сцен на открытом воздухе, романтические пейзажи стали ареной для возвышенной борьбы между человеком и природой. Вместо прославления гражданской добродетели Давида были исторические картины, наподобие «Смерти Сарданапала» Эжена Делакруа (1827): бурная, хаотичная сцена, вдохновленная поэмой лорда Байрона, в которой номинальный царь Ассирии приказывает уничтожить свои владения, а его испуганных, молящих жён, зверски убивают перед лицом окончательного военного поражения.

Революция, отказ от традиции и важность фотографии

Хотя романтизм, возможно, отверг некоторые принципы неоклассицизма, он не существенно изменил структуру искусства и общества XVII и XVIII века. Непрерывное состояние революции во Франции в XIX веке стало стимулом для принятия более радикальных изменений. После первоначальной революции 1789 года Франция прошла через Первую республику, Первую империю под управлением Наполеона Бонапарта, восстановление монархии Бурбонов, Революцию 1830 года, июльскую монархию, революцию 1848 года, Вторую республику, Вторую империю, Франко-прусскую войну и создание Парижской коммуны 1871 года, а также Третьей республики.

Оспаривая неоклассицизм и романтизм как уходящие от основных жизненных проблем перед лицом крупных социальных вопросов, которые принёс беспокойный XIX век, реализм возник во Франции в 1840 году как культурный аспект большего ответ на постоянно меняющуюся власть, военную оккупацию и экономическую эксплуатацию колоний, индустриализацию и урбанизацию в городах. Реализм, более чем простое представление природы, предпринял попытку поместить себя в «реальность»: в научную, моральную, политическую определенность.

В 1830-х годах этот толчок к научному позитивизму проявился в появлении фотографии. Луи Жак Манде Дагер публично продемонстрировал дагерротип в 1839 году, механически фиксируя изображение с натуры на металлическую основу с помощью камеры. Одновременно в Англии Уильям Генри Фокс Тальбот сделал то же самое с калотипом, который зафиксировал изображение на бумаге, покрытой йодистым серебром. В свою очередь, фотография подпитывала реализм. В то время как художники-реалисты редко писали с фотографий (только некоторые), самой большой концептуальной силой была её претензия на правдивость. Если право на власть традиционно поддерживалось искусством, которое идеализировало могущество, фотография предполагала возможность буквально показать настоящие недостатки правителей. В разгар революционного века художники-реалисты стремились адаптировать ценность истины фотографии к своему искусству.

Оноре Домье и искусство социальной критики

Другим важным влиянием на реализм был стремительный рост социально-критической журналистики и карикатуры в начале июльской монархии (1830-1848). Хотя авторитарное властвование Луи Филиппа I закончилось свержением, в первые пять лет его правления прессе предоставлялась большая свобода. Именно в этот момент Оноре Домье начал публиковать карикатуры, критикующие монархию, такие как литография «Гаргантюа» (1831), в которой он насмешливо изобразил короля как ненасытного великана в романе Франсуа Рабле 1534 года.

Гравюра, которая могла быть воспроизведена и распространена в прессе, позволила Домье распространить его критические композиции. Несмотря на то, что в течение шести месяцев он был заключен в тюрьму за негативное изображение короля как Гаргантюа, он продолжал создавать реалистичную литографию «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года» (1834), которая показала жестокие последствия массового убийства французским правительством невиновных рабочих. Работу сочли настолько влиятельной и опасной для монархии, что Луи-Филипп послал людей скупить как можно большее количество копий для уничтожения. Домье продолжал рисовать и создавать гравюры в течение нескольких десятилетий, создавая социально ориентированные работы, такие как «Вагон третьего класса» (1862-1864).

 

Реализм - лучшие картины художников в этом стиле}

 

Вагон третьего класса, картина Оноре Домье

Гюстав Курбе, Революции 1848 года и Происхождение социализма

Когда июльская монархия рухнула во Франции в 1848 году, вступая во Вторую республику (1848-1851), она была частью большей волны европейской революции, которая привела к крупным социальным изменениям в Германии, Италии, Австрийской империи, Нидерландах и Польши. Эти события вместе с публикацией «Философии нищеты» Пьера-Жозефа Прудона в 1846 году и «Коммунистическим манифестом» Маркса и Энгельса в 1848 году пролили новый свет на задворки общества, и реализм стал визуальным языком для их представления.

Друг Прудона и главный сторонник реализма Гюстав Курбе вызвал всестороннее нападение на французскую политическую власть, буржуазные общественные нравы и художественное учреждение. Его выставка «Похороны в Орнане» (1849-1850) на Салоне 1850-1851 годов ознаменовала дебют реализма как значительную силу на европейской художественной сцене, вызвав скандал с его фактическим изображением сельских похорон в масштабе, традиционно предназначенном для аллегории и исторической живописи.

Картина «Разбиватели шоссейного камня» (1849-1850), выставленная в том же году, представляла двух неизвестных работников низшего класса, которые участвовали в плохо оплачиваемом, изнурительном труде, сцена, которая вызывала неприятные ассоциации с социализмом у аудитории среднего класса Салона. «Девушки на берегу Сены» (1856) вызвали подобное ощущение на Салоне 1857 года откровенным изображением двух проституток, одежда которых была в беспорядке, лениво лежащих на берегу реки, что оскорбило буржуазный вкус.

 

Реализм - лучшие картины художников в этом стиле

 

«Дробильщики шоссейного камня», Гюстав Курбе

 

Концепции и стили

Меняющиеся нормы и скандал с куртизанкой: Курбе и Мане

Если в 1850-х годах Курбе писал большие работы с сюжетами, которые ставили под сомнение ценности французского общества, то Эдуард Мане ещё больше продвинул реализм в 1860-х годах. Сделав себе имя на Салоне 1861 года, выставив «Испанского гитариста» (1860), он подал «Завтрак на траве» (1863) на Салон 1863 года. Хотя картина и была отклонена, её показали на Салоне отверженных. Там откровенное изображение Мане двух молодых денди, обедающих в лесу с полностью обнажённой женщиной, оскорбило чувствительность аудитории, особенно мужчин среднего класса, которые принимали участие именно в подобных видах досуга с парижскими проститутками, и которые не любили, чтобы им напоминали об этом, когда она ходили на художественные выставки, возможно, со своими семьями. Мане рассчитывал на все эти скандальные обвинения и усилил их, когда отправил «Олимпию» (1863) на Салон 1865 года. «Олимпия», которая помещает зрителя в положение посетителя борделя, пытающегося заполучить незаинтересованную проститутку, сделала вмешательство Мане еще более очевидным.

Реализм - лучшие картины художников в этом стиле
 

 

Картина "Интерьер", Эдгар Дега

 

Критики, однако, сыграли прямо на руки Курбе и Мане: гласность, которую они приобрели благодаря своим произведениям, была намеренной, превратившая их в знаменитостей в мире искусства. Помимо смешения традиционных категорий и сюжетов академической живописи, Курбе и Мане, в свою очередь, бросили вызов самому государственному институту искусства. Когда три из его четырнадцати картин поданных на «Всемирную выставку» 1855 года были отклонены по соображениям размера, Курбе арендовал пространство, прилегающее к выставке для постройки собственного павильона реализма, в котором он разместил сорок из своих произведений, чтобы общественность могла свободно их оценить. Когда Мане исключили из «Всемирной выставки» 1867 года, он тоже независимо выставлялся. Помимо привлечения внимания к правительственным выставкам и создания «шумихи» вокруг своего творчества, вмешательства Курбе и Мане вдохновили будущих художников (в первую очередь импрессионистов следующего поколения) показывать своё искусство независимо.

Визуальная революция реализма

В то время как манипулирование художниками-реалистами спорами по их сюжету является очевидным проявлением их антиавторитарных целей, их технические нововведения могут быть менее очевидными для глаз, что обусловлено 150-летием современного искусства. В то время, однако, художественная дистанция между холстами Курбе и традиционной исторической живописью была очевидной и конфронтационной.

Когда Курбе дебютировал «Разбивателей шоссейного камня», критики обвинили его в целенаправленной уродливости и жаловались на «плоскость» его композиции, которая была усилена жирными контурами, окружающими две его ключевые фигуры. Год спустя картина «Деревенские девушки» (1851-1852) была раскритикована как неуклюжая, не имеющая правильной перспективы и не учитывающая масштабов изображения трёх женщин, которые превосходят скот, стоящий рядом с ними. Одиннадцать лет спустя, картина Мане «Завтрак на траве» подверглась нападению на почти тех же самых основаниях, критиками, которые негативно отозвались о непристойности обращения Мане с красками, плоскости композиции, и очерченной разительной белизне женской фигуры. Когда критики, собственно, соединили композицию Мане фигурной группы из трёх человек с работами Высокого Возрождения Маркантонио Раймонди и Джорджоне, усилилось их негодование относительно его некорректной трактовки Старых мастеров.

Последующая выставка «Олимпии» (более грубая, более плоская, более сильно очерченная и основанная на «Венере Урбинской» Тициана (1538)) доказала, что эти манипуляции с традиционной академической живописью не были ошибками молодого, неуклюжего художника. Неожиданно критики открыли то, что станет новаторским визуальным достижением реализма: Курбе и Мане сделали художественный выбор отойти от концепции Возрождения в полотнах в качестве «окна в мир» по отношению к плоскостности, что показало полотна как двухмерное основание, творчески покрытое пигментом. Этот первый шаг от живописи к простому изобразительному формату был суровым испытанием для поколений современных художников и одной из основных причин продолжающейся популярности реализма сегодня. В то время как Курбе был откровенен в своей убежденности в том, что искусство никогда не может быть полностью абстрактным, их с и Мане нетрадиционная живопись позволила будущим художникам уйти дальше от прямого стремления к натурализму.

Облагороженный крестьянин: Жан-Франсуа Милле, Роза Бонёр и Жюль Бретон

Несмотря на настойчивость Курбе в том, что социализм оказал влияние на его реалистическую живопись, не каждый художник-реалист преследовал его политические цели. Однако, они делились интересом к жизни низшего класса и желанием представить его в высоком искусстве. Жан-Франсуа Милле создал трио работ «Сеятель» (1850), «Сборщицы колосьев» (1857) и «Анжелюс» (1857-59), которые с достоинством представляли тяжелую работу деревенского крестьянского класса, но с менее конфронтационной атмосферой, чем холсты Курбе. Художница Роза Бонёр, чьи прогрессивно мыслящие родители позволили ей изучать анатомию животных в амбарах и бойнях в раннем возрасте (будучи одетой как мальчик!), впервые приобрела известность с «Вспахиванием земли в Ниверне» (1848), картиной, заказанной правительством, на которой изображены четыре работника, управляющие волами для вспахивания поля. Поскольку считалось, что она ссылается на сцену из «Чёртового болота» Жоржа Санда, этот ранний пример реализма был пощажён критикой в противовес большим работам Курбе. «Лошадиная ярмарка» (1852-1855) также продемонстрировала её сосредоточенность на картинах с рабочим классом и способности создавать динамические композиции в результате тщательного наблюдения.

Однако даже, на первый взгляд, безобидное чествование Милле французской деревенской жизни было воспринято консервативными критиками как потенциально опасное социалистическое содержание после революции 1848 года, которая давала большие права провинциальным людям. Картины Жюля Бретона считались более безопасной альтернативой и назывались «популярным реализмом». Бретонские «Сборщицы колосьев» (1854) изображают ту же практику, что и картина Милле, в которой бедным сельским женщинам разрешается собирать зёрна, оставшиеся после сбора урожая. Тем не менее, Бретон представлял себе сцену как происходящую в строгом порядке: несмотря на то, что подбор колосьев было «женской работой», мужчина с собакой доминирует в сцене, наблюдая за полевыми работами. Колокольня на горизонте могла сообщать парижанам, обеспокоенным растущим равенством, которое они разделяли с их деревенскими «коллегами», как о благочестивости природы, так и христианских ценностях крестьян, а также другой форме правления.

Реализм за пределами Франции

Несмотря на то, что реализм был первым феноменом Франции, он приобрёл приверженцев по всей Европе и в Соединенных Штатах. Американец Джеймс Эбботт МакНил Уистлер подружился с Курбе в 1860-х годах и писал в реалистичном стиле. Но Уистлер был сторонником «искусства ради искусства» и отверг идею живописи в виде моральной или социальной деятельности а-ля Курбе. Тем не менее, его «Симфония в белом №1, девушка в белом» вызвала споры в том же Салоне 1863 года, когда Мане устроил скандал, потому что критики утверждали, что в картине содержится подтекст утраченной невинности невесты.

Джеймс Уистлер — Симфония в белом № 1: девушка в белом

 

Джеймс Уистлер — Симфония в белом № 1: девушка в белом

Томас Икинс стал самым известным художником-реалистом в Соединенных Штатах, включая фотографические исследования в свои работы и раскрывая характер сюжетов посредством тщательного наблюдения. «Клиника Гросса» (1875), портрет доктора Сэмюэля Гросса, проводящего инвазивное хирургическое вмешательство в операционной, изображается в невероятных подробностях. Его выбор современного предмета (хирургии) следует реалистическому убеждению, что художник должен быть из своего времени.

Немецкий реалист Вильгельм Лейбль встретил Курбе и увидел его работу, когда французский художник посетил Германию в 1869 году. Признавая его способности, Курбе заманил его обратно в Париж, где Лейбль достиг значительных успехов, а также познакомился с Мане до возвращения в Мюнхен, чтобы утвердить себя в качестве первого художника-реалиста своей страны. Он наиболее известен изображениями крестьянских сцен, таких как «Три женщины в церкви» (1881), которые принесли откровенный натурализм голландских и немецких Старых мастеров в современную эпоху. Хотя несколько устаревшая одежда, которая одета на этих трёх женщинах указывает их низкий экономический статус (новые тенденции города прошли мимо них), Лейбль облагораживает их терпением и скромностью.

Реализм - лучшие картины художников в этом стиле

Бурлаки на Волге, Илья Репин

 

Реалист Илья Репин был самым известным художником своей страны в XIX веке, ответственным за привлечение внимания европейской публики к русскому изобразительному искусству. Его большое полотно «Бурлаки на Волге» (1870-73) восхваляло силу работников из низших слоёв России, выполняющих физический труд. Писатель Лев Толстой написал о Репине, что он изображал «жизнь людей, гораздо лучше, чем любой другой российский художник». Побывав в Париже и узнав о зарождающемся движении импрессионизма, Репин решил продолжить писать в реалистичной манере, потому что он чувствовал, что импрессионистической живописи не хватало социальных мотивов, необходимых для современного искусства.

 

 
по материалам [5] см. Список литературы

От: Шолохова Е.  20849 просмотров


-

Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« КонцептуализмКубизм - направление в искусстве »