ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Монументальная живопись, архитектура, декор - терминология, а также стили интерьера

термины в архитектуре и дизайне


  Ниже - двери из мира прекрасного в мир реальных вещей и нужных услуг -> переход здесь :)

От: Шолохова Е.


Опубликовано: Март 4, 2009

Критический реализм

 
Критический реализм — направление и искусстве ряда стран Европы и Америки, возникши в середине XIX в. В то же время во Франции появился реализм как важное понятие эстетической мысли. Критический реализм ориентирован на непосредственное изображение повседневной жизни людей, преимущественно бедных и обездоленных, противопоставляемых зажиточным и праздным слоям населения. Первые признаки критического реализма можно заметить в живописи итальянца Микеланджело Караваджо и его последователей - «караваджистов», проявлявших в конце XVI и в XVII в. острый интерес к быту низов общества — нищих, бродяг, разбойников, изображавшихся часто в увлекательном романтически-авантюрном обличий (живопись Сальваторе Розы, Алессандро Маньяско в Италии). В XVII в. голландец Ян Стеен, в XVIII в. итальянцы Якопо Черути, Гаспаре Траверс пытались изобразить без прикрас неприглядные стороны будничной жизни своих современников. Художники эпохи Просвещения XVIII в. (Уильям Когарт В Англии.) критиковали с точки зрения разума и справедливости социальные устои общества тех лет. Особенно острым и бесстрашным был анализ социальных противоречий в офортах и картинах Франциско Гойи в Испании на рубеже XVIII и XIX вв. В живописи и графике 1-й половины XIX в. (Теодор Жерико, Эжен Делакруа во Франции) с энергией и страстью отражены драматические конфликты повседневной реальности. Собственно социальная критика стала доминирующим началом в творчестве графиков 2-й трети XIX в. — Оноре Домье, Поля Гаварни, Жана-Исидора Гранвиля, обратившихся к пристальному изучению и анализу глубоких общественных противоречий. Обобщенные образы социальных сил своего времени создали в XIX в. художники Александр Декан, Гюстав Курбе, Жан-Франсуа Милле во Франции, Константен Менье в Бельгии. Адольф Менцель, Вильгельм Лейбль в Германии, Михай Мункачи в Венгрии. В России критический реализм получил распространение уже в середине XIX в. Образ «маленького человека», возникший в произведениях А.С. Пушкина, И.В. Гоголя, нашел воплощение в жанровых сценах П.А. Федотова, в карикатурах и иллюстрациях А.А. Агина, П.М. Боклевского, Н.А. Степанова, П.М. Шмелькова, А.И. Лебедева. Во 2-й половине XIX — начале XX вв. художники-передвижники сделали критический реализм основным методом своего искусства. В.Г. Перов, Г.Г. Мясоедов, В.Е. Маковский, Н.А. Ярошенко, И.Е. Репин, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, Л.В. Попов в своих картинах критиковали несправедливое общественное устройство, следуя за литературой (И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский. А.П. Чехов). Традиции критического реализма — сатирическое обличение и анализ общественной ситуации - то и дело воскресали в советское время: в сатирической графике Кукрыниксов, Б.И. Пророкова, Л.В. Сойфертиса, в живописи Е.М. Чепцова, С.А. Адливанкина, СВ. Никритина, Г.М. Коржева, а в конце XX в. в саркастическом искусстве соц-арта.
 
 
по материалам  [5] см. Список литературы 



« КонцептуализмКубизм »