ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Монументальная живопись, архитектура, декор - терминология, а также стили интерьера

термины в архитектуре и дизайне


  Ниже - двери из мира прекрасного в мир реальных вещей и нужных услуг -> переход здесь :)

Наша группа в социальных сетях

Присоединяйтесь!

Опубликовано: Январь 9, 2009

Бытовой жанр в живописи

Бытовой жанр, жанровое искусство - один из традиционных жанров изобразительного искусства, темы и сюжеты которого основаны на повседневной частной и общественной жизни человека, на различных аспектах крестьянского и городского (в прошлом дворянского, купеческого, разночинского) быта. Истоки бытового жанра можно увидеть уже в наскальных росписях Карелии, Белого моря, Северной и Южной Африки, в писаницах Сибири, в росписях и рельефах майя в Мексике, в резьбе народа маори в Новой Зеландии, где содержится изобразительная информация о быте древних охотников, рыболовов, мореплавателей. Рельефы и росписи Древнего Востока, античные росписи ваз и малая пластика, средневековые «житийные» иконы и «лицевые» миниатюры, пластический декор и росписи буддийских храмов Южной и Юго-Восточной Азии широко и разнообразно показывают быт людей, их труд и повседневные занятия. В миниатюрах, алтарных картинах, в рельефах и шпалерах XIV и XV вв., на рубеже эпохи Возрождения зародилось современное отношение к быту, ощущение сложившегося порядка жизни, богатства семейных связей. В XVI в. обозначились основные направления европейского бытового жанра в станковой живописи: итальянец Микеланджело и Караваджо разработал тип крупнофигурной картины с драматическим сюжетом и контрастным осветщением; нидерландец Питер Брейгель Мужицкий создал другой тип бытовой сцены — среди пейзажа множество фигур и символических деталей в сложной и не всегда легко разгадываемой ситуации, имеющей общее иносказательное значение.
 
 
 
1568 г., Крестьянский танец, Питер Брейгель старший
 
Временем полного оформления и расцвета бытового жанра стал XVII в.: фламандцы Питер Пауль Рубенс, Якоб Йордане, Адриан Браувер, Давид Тенирс прославились мастерским изображением крестьянской жизни, охоты, труда, развлечений среди лесных или равнинных пейзажей либо в сельских избах; знаменитые «малые голландцы» с особой виртуозностью запечатлели общую атмосферу и мельчайшие детали народного быта сельского (братья Адриан и Изаак ван Остаде), городского (Герард Терборх. Габриель Метсю, Ян Стен, Ян Вермер Делфтский), военного (Филипс Вауверман). Французские художники (Жорж де Ла Тур, братья Луи, Антуан и Матье Ленен) соединили любовное, тщательное изображение быта с ощущением достоинства, благородства простых людей. Во французской живописи XVIII в. (Жан Антуан Ватто, Франсуа Буше, Жан-Батист Шарден, Жан Оноре Фрагонар) популярные пастушеские сцены (пасторали), «галантные» встречи, светские увеселения и сцены домашней жизни приобретали изысканность и грациозность, ювелирную тонкость наблюдении, легкую ироничность и лирическое очарование. В XIX в. бурное развитие бытового жанра связано с быстрой сменой направлений, идейно-эстетической проблематики, с изменением круга социальных интересов, симпатий художников и характера их моделей. Недолгoe время господства строгих интерьеров классицизма (Луи-Леопольд Буайн во Франции) сменилось господством романтических сцен средневекового или экзотического (южного, восточного) быта, сентиментальных переживаний и романтических страстей, наполненных поэтическим уютом комнатных сцеп в духе стиля «бидермайер» в Германии (Георг Фридрих Керстинг, Людвиг Рихтер, Карл Шпицвег), Австрии (Мориц фон Швипд, Фердинанд Вальдмюллер), Словении (Иосип Томинц), России (художники венециановской школы). С середины XIX в. бытовой жанр становится основным полем утверждения демократических общественных идеалов, аналитического и зачастую критического изображения сони альных отношений и быта вых ситуаций. Насыщенный острыми социальными проб лемами бытовой жанр получил значительное развитие во Франции (Оноре Домье, Гюстав Курбе, Жан Франсуа Милле, Джон Эверет Милле), Германии (Адольф Мендель), Венгрии (Михай Мункачи). В русской живописи социальный бытовой жанр был ориентирован на и изображение разных сторон крестьянского быта и жизни небогатых горожан ( Венецианов А. Г., Федотов П. А., Перов В. Г., Репин И. Е. и обширная плеяда художников передвижников)
 
 
Репин, картина Подготовка к экзамену
1864 г., Репин И. Е., картина "Подготовка к экзамену"
 
В бытовом жанре XIX в. нашли место и поэтизация обывательской жизнис ее привлекательными мелочами, и едкая социальная сатира, и воспевание труда, и тонкий психологический анализ. В конце XIX в - начале XX в. появились новые типы бытового жанра: острохарактерные бытовые сцены, где чутко уловлены изменчивые, мимолетные ситуации и еле заметные психологические нюансы (Эдуард Мане, Эдгар Дега, Огюст Ренуар во Франции), и символические полотна, устремленные к вечным тайнам бытия (Поль Гоген во Франции; Фердинанд Ходлер в Швейцарии; Эжен Ларманс в Бельгии; В. Э. Борисов-Мусатов, К. С. Петров-Водкин в России). В XX в. бытовой жанр получил ведущее место в живописи многих европейских, азиатских, американских и других государств (Диего Ривера в Мексике; Амрита Шер-Гил в Индии; Ренато Гуттузо в Италии; Джордж Беллоуз в США; Тадеуш Маковский в Польше; Эдуард Калнынь, Янис Паулюк в Латвии; Б. В. Иогансон, А. А. Дейнека, СВ. Герасимов в России).
 
 
 
Ренато Гуттузо, Кафе "Греко" в Риме
 
Для искусства XX в. характерна героизация бытового жанра, наполнявшегося бурной социальной жизнью эпохи; стирались границы между бытовым и историческим жанрами. В 1930—1950-х бытовой жанр в советском искусстве был проникнут фальшивой идилличностью, но в произведения ряда художников о народном быте, о труде (картины А. А. Пластова в России, Т. Н. Яблонской на Украине, С. А. Чуйкова в Киргизии) проникало отражение реальных трудностей жизни. Как противовес идеализации советского быта в конце 1950-х — начале 1960-х возник «суровый стиль» (Г. М. Коржев, В. И. Иванов, П. Ф. Никонов, Н. И. Андронов в России; Эдгар Илтнер в Латвии; Таир Салахов в Азербайджане). В творчестве художников 1970 1980-х сложился бытовой жанр, проникнутый горькой иронией, сарказмом, ощущением враждебности человеку окружающей его среды (Т. Г. Назаренко, М. В. Нестерова, Л. И. Табенкин).
 
по материалам [5] см. Список литературы
вернуться в раздел Стили в живописи А-Г


От: Бирюкова Ирина




23338 просмотров
-

Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы


----------------------------

« Батальный жанр в живописиБытовой (купеческий портрет) »