ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Монументальная живопись, архитектура, декор - терминология, а также стили интерьера

термины в архитектуре и дизайне


  Ниже - двери из мира прекрасного в мир реальных вещей и нужных услуг -> переход здесь :)

От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Декабрь 23, 2008

Абстракционизм (по-английски «abstractionism», от латинского слова «abstractus» — «отвлеченный»), абстрактное искусство, беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, абстрактивизм — направление, широко распространенное в искусстве XX в., которое сохраняет традиционные видовые и технические признаки, выработанные изобразительными искусствами (картина, панно, роспись, скульптурная композиция, рисунок, эстамп), но при этом отказывается от изображения мира, окружающего художника, даже от самого принципа изобразительности. Абстракционизм использует пластические средства художественной выразительности (колорит, линию, цветовое пятно, мазок, скульптурный объем, светотень, контраст, нюанс) как знаки, выражающие духовную концепцию, миропонимание, душевное, психологическое состояние автора, но лишенные какой-либо изобразительной функции. Абстрактное произведение может создать эмоциональное,   конструктивное   или декоративное целое, наделенное общим духовным значением. Выразительные элементы искусства располагаются не в порядке, продиктованном изобразительной или практической функцией, а в порядке их собственных взаимосвязей, что сыграло большую роль в выяснении общих закономерностей пластических искусств. Абстрактное искусство возникало на ранних этапах первобытного искусства и детского творчества как стихийное выражение первоначальных эстетических импульсов. Системы абстрактного искусства складывались и как варианты орнаментального творчества в декоративном и народном искусстве. В начале 1910-х абстракционизм возник как программное направление почти одновременно в нескольких странах Европы: основоположниками абстракционизма были в России К. Малевич и В. Кандинский, в Голландии П. Мондриан, во Франции Р. Делоне и чех Ф. Купка. Кандинский, Мондриан, Малевич, Купка видели в абстрактном искусстве возможность воплотить духовное содержание, соотношение между первоэлементами мира, не заслоняемое преходящими явлениями окружающего мира. Они как бы проникали в подлинную сущность мира, не видимую глазу. Особой была позиция Р. Делоне, стремившегося исследовать скрытые динамические качества цвета, освободить живописный язык, чтобы выразить с наибольшей ясностью движение современного мира, что сделало Р. Делоне любимым художником В. Маяковского.
 
Абстракционизм 
1913 г., Василий Кандинский, картина "Маленькое удовольствие"
 
Художники раннего абстракционизма сыграли важную роль в разработке современного стиля в архитектуре, дизайне, декоративно-прикладных искусствах. П. Мондриан был лидером голландских «неопластицистов», образовавших объединение «Де Стейл» («Стиль») и создавших  образцовые  по  своей рациональности, дешевизне и удобству рабочие поселки. В. Кандинский в московском Вхутемасе и веймарском Баухаузе учил студентов находить «первоэлементы» художественной формы, из которых складывается конфигурация всевозможных предметов. Р. Делоне и С. Делоне-Терк разработали современный «симуль-танистский» стиль одежды и предметной среды, проникнутый неудержимой динамикой. К. Малевич и его ученики работали над «архитектонами» — макетами зданий и их комплексов, над новыми формами бытовых предметов. В основе этой работы над функциональными предметами и сооружениями лежало ощущение единой системы миропорядка, восходящей к космической системе мироздания и к потребности в идеальной системе мироустройства. Эти общие утопические законы претворялись в жизнь и находили разнообразное воплощение в архитектурных и предметных проектах. С момента возникновения абстракционизма в нем определились два направления: геометрическая абстракция, основанная на правильной, четко очерченной конфигурации фигур и тел (К. Малевич, Мондриан, Делоне), и лирическая абстракция, использующая свободно текущие, пульсирующие, взаимопроникающие формы, сложный изменчивый ритм и мерцающий цвет (В. Кандинский). Геометрическая абстракция оперирует ограниченным набором правильных форм и основных цветовых тонов, создающих ощущение устойчивости, постоянства. Лирическая абстракция предпочитает ощущение динамических, неоднородных, неустойчивых процессов. 1910—1920-е были временем рождения и пышного расцвета абстракционизма. В 1930-х в тех странах, где абстракционизм получил особенно яркое развитие, запретили «формализм» и «дегенеративное» искусство, а потому изгнали все виды абстрактного искусства. Этими странами были Россия и Германия. Художники-абстракционисты понемногу эмигрировали в другие страны (главным образом в США) либо стали скрывать свое абстракционистское прошлое. В годы Второй мировой войны и в  послевоенные годы восстановление и строительство городов создали спрос на живопись, вносящую яркость и выразительность цвета в современную бесцветную архитектуру. Одновременно абстракционизм стал символом политической и бытовой свободы, что породило тайные кружки абстракционистов в СССР. С перестройкой в России острое внимание к абстрактному искусству стало снижаться.
 
 
по материалам  [5] см. Список литературы

вернуться в раздел Стили в живописи А-Г
 





Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.
« Глоссарий терминов 1 частьАвангардизм, Авангард »