ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход


 
Мировые ресурсы
 

Ваш портал в мир живописи

картины художников стран мира, каталог ресурсов

Реклама:


Увеличить интерьер - роспись стен, любая монументальная живопись, цены на роспись

От: Волков Олег


Опубликовано: Март 15, 2007

Футуризм укрепил интернациональные контакты авангарда, ввел новые
принципы взаимодействия искусств (изоискусства, литературы, музыки, театра,
фотографии и кинематографа). Футуристы видели красоту во всех новациях
технического прогресса, в революциях и войнах и стремились выразить ее в
живописи путем создания напряженных динамических полу-абстрактных полотен.
В них накладывались различные временные фазы движущегося объекта – как
кадры кинопленки – один на другой; энергетические поля или состояния души
передавались с помощью абстрактных лучащихся, динамически закручивающихся
цветоформ; бунтующие массы ассоциировались с острыми яркими клиньями,
прорывающимися сквозь бурлящие цветовые пространства и т.п.
В 1900-10-е годы новые направления рождаются одно за другим в широком
географическом диапазоне от России до Нового Света (с Москвой, Берлином,
Нью-Йорком и другими центрами, которые все решительнее оспаривают ведущую
роль Парижа как законодателя художественных мод). Экспрессионизм, дадаизм,
сюрреализм с их чуткостью к бессознательному в человеческой психике
обозначили иррациональную линию авангарда, в конструктивизме же, напротив,
проявилась его рациональная, строительная воля.
Экспрессионизм – это попытка показать внутренний мир человека, его
переживания в момент предельного духовного напряжения. В европейском
авангарде на разных этапах своего творчества к экспрессионизму примыкали
или создавали отдельные экспрессионистские работы многие художники. Среди
них можно назвать В.Кандинского, М.Шагала, П.Пикассо. Для художников-
экспрессионистов характерно повышенное напряжение цветовых контрастов,
выявление структурного костяка предмета, активное использование контура, в
графике - черного пятна, обострение контрастов черное – белое, черное-
цветное, усиление энергетики формы путем деформации и применения открытых
кричащих цветов, гротескная передача лиц, поз, жестов изображенных фигур.
Многие из этих приемов легли в основу художественных языков других
направлений авангарда, модернизма, постмодернизма.
Дадаизм – одно из наиболее бунтарских, скандальных движений авангарда,
культивировавшее пафос разрушения всего и вся, эпатаж как таковой, протест
против всего. Курт Швиттерс из различных отходов – проволочек, верёвочек,
билетов, консервных крышек – делал коллажи, в которых в отличие от
кубистических композиций краска перестала служить живописным задачам. Она
лишь накладывалась сверху на весь этот предметный рельеф. Среди творческих
находок дадаистов, унаследованных другими направлениями авангарда можно
указать на принцип стохастической организации своих произведений, метод
«психического автоматизма» в творчестве, активное использование при
создании артефактов содержимого помоек и свалок мусора и отслуживших
предметов обихода. Все это найдет последователей в сюрреализме, поп-арте,
концептуализме и других арт-практиках ХХ в.
Эстетика сюрреализма опирается на идеи романтиков, символизма,
интуитивизма, фрейдизма, герметизма и некоторые восточные мистико-
религиозные и оккультные учения. Главные представители: А. Бретон, М.
Эрнст, А. Массон, С. Дали и др. Основа творческого метода сюрреализма, по
определению Бретона ("Манифест сюрреализма" 1924г.), - "чистый психический
автоматизм, имеющий целью выразить устно или письменно, или любым другим
способом реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого
контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или
нравственных соображений... Сюрреализм основывается на вере в высшую
реальность; на ассоциативных формах, до сих пор остававшихся без внимания;
на всевластии мечты, на неутилитарной игре мысли…" Отсюда два главных
принципа сюрреализма: автоматическое письмо и запись сновидений, ибо в
сновидениях, согласно Фрейду, на которого активно опираются сюрреалисты,
открываются глубинные истины бытия, а автоматическое письмо (исключающее
цензуру разума) помогает наиболее адекватно передать их с помощью слов или
зрительных образов. Методом графического автоматизма начал свою
деятельность, включившись в сюрреалистическое движение, Андре Массон. Он
водил тушью по бумаге, возникающие линии и пятна напоминали некие образы,
которые при последующем движении руки изменялись. Рождались очень цельные
композиции, наполненные «знаками» людей, животных, растений или непонятными
таинственными узорами. Практиковались и другие новоизобретённые техники
(всего их начитывалось около тридцати), например, фроттаж (франц.
«натирание»). Как-то Эрнст положил бумагу на пол и натёр её графитом.
Рельеф растрескавшегося паркета создал на листе выразительную фактуру.
Впоследствии фроттажи делали, используя любую негладкую поверхность.
Случайный рисунок, по мнению авторов, напоминал галлюцинации. В. Паален
изобрёл фюмаж (франц. копчение), при котором использовались следы на бумаге
или холсте от копоти свечи. Отличительной особенностью многих полотен стали
реальные, подчас доходящие до натурализма изображения персонажей и их
окружения, но в фантастических бредовых сочетаниях.


« Предыдущая страница | Страница 2 из 3 | Следующая страница »




Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.
« Искусство возрождения