ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
Вам могут быть интересны следующие ресурсы:


 
Багетные мастерские
 

список багетных мастерских

Багетные мастерские Москвы, России, адреса, телефоны, сайты

От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Январь 18, 2008

Башкирский государственный художественный музей им. М. В. Нестерова, Уфа


Начало коллекции этого музея было положено М. В. Нестеровым, родившимся в Уфе и навсегда сохранившим теплую память о родных местах. С 1954 года музей носит имя своего основоположника.
Башкирский государственный художественный музей в особняке 1913 года, построенном в стиле модерн.
Башкирский государственный художественный музей «живет» в особняке 1913 года, построенном в стиле «модерн».


Михаилу Васильевичу Нестерову выпало редкое счастье: увидеть, как ширится и процветает начатое им дело. В 1913 году герой нашего выпуска, ревнуя о художественном просвещении своих земляков, подарил родному городу собранную им коллекцию работ русских мастеров второй половины XIX — начала XX веков, в которую входили произведения Шишкина, Левитана, Ярошенко, Коровина, Бенуа, Поленова, Архипова и многих других художников, составляющих ныне славу русского искусства. Самым же ценным «компонентом» этого дара были тридцать работ самого дарителя. Сначала предполагалось, что нестеровское собрание разместится в Аксаковском Народном доме, строившемся тогда в Уфе, однако строительство здания затянулось, и вплоть до 1919 года картины находились в Москве. После революции ситуация с помещениями упростилась — по причине «уплотнения» бывших владельцев городских особняков.


Интерьер музея


Интерьер музея


В результате 7 ноября 1919 года специальным постановлением губернского Ревкома в Уфе был основан Художественный Пролетарский музей им. Октябрьской Революции. Разместили его в доме купца-лесопромышленника М. А. Лаптева. Открылся для публики музей 5 января 1920 года. Нелегким делом перевозки подаренных Нестеровым картин из Москвы в Уфу — через голодную, холодную, неспокойную Россию — занимался друг и земляк художника, известный архитектор И. Е. Бонда-ренко. Он же стал и первым директором новорожденного музея. Основное ядро коллекции Уфимского художественного музея сложилось в 1920—30-е годы. Именно тогда оформилось музейное собрание древнерусского искусства, одно из самых интересных в восточной части России. Так, в 1921 году через Государственный музейный фонд в Уфу поступили иконы «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча» из Деисусного чина XVI века и уникальные образа работы Симона Ушакова. Нужно отметить, что М. В. Нестеров до конца жизни не оставлял своими заботами музей родного города. Благодаря его стараниям в 1929 году сюда из Русского музея были перемещены подлинные жемчужины русской живописи — в том числе знаменитая «Ночь в Венеции» Айвазовского.


Колеус (ок. 1894) Левитана - одна из редких работ мастера в жанре натюрморта.


«Колеус» (ок. 1894) Левитана - одна из редких работ мастера в жанре натюрморта.


В 1940 году, незадолго до смерти, Нестеров писал сотрудникам Башкирского государственного музея: «Радуюсь тому, что далекие мечты мои осуществились: Уфимский музей, собранное в нем искусство нашей страны входит в жизнь, в духовный обиход всех тех, кто с ним знакомится. Я часто слышу похвалы музею, и мне приятно поделиться с вами чудесными отзывами о нем, с вами, сотрудниками музея, уделявшими его развитию столько любви, знаний и забот». Заботливости и трудолюбию музейных работников Уфа обязана тем, что сегодня здесь находится крупнейшая коллекция работ Нестерова. Если в первоначальном «даре» нашего героя присутствовало лишь тридцать его картин, то сегодня Башкирский художественный музей обладает ста восемью произведениями этого замечательного русского мастера. Наиболее полно представлен в «нестеровской экспозиции» относительно ранний период его творчества (до 1919 года), однако имеется в музее и несколько более поздних его вещей. На сегодняшний день собрание Башкирского государственного художественного музея способно удовлетворить самого требовательного зрителя. Его экспозиции, посвященные отечественной живописи, весьма полно иллюстрируют развитие искусства России начиная со второй половины XVIII до конца XX столетия. Экспозиция XVIII века состоит, главным образом, из парадных портретов неизвестных мастеров круга Боровиковского, Левицкого, Лампи. Начало XIX века предстает перед посетителями в работах Тропинина, Кипренского, Брюллова и С. Ф. Щедрина. Художественные течения второй половины столетия проиллюстрированы полотнами Ге, Перова, Саврасова, Куинджи, Левитана, Репина и других не менее известных живописцев. Чрезвычайно интересно и собрание русской живописи и графики начала XX века, где представлены все основные художественные объединения того времени — «Мир искусства», «Союз русских художников», «Бубновый валет», «Голубая роза». Скромна, но весьма качественна музейная коллекция западноевропейского искусства, состоящая из произведения таких мастеров, как Филипс Вауверман, Никола Пуссен, Джованни Антонио Каналетто, Клод Жозеф Берне и Никола Ланкре.

Портрет Е. П. Нестеровой


«Портрет Е. П. Нестеровой». Этот портрет своей второй жены Нестеров написал в 1906 году


.
Особенно следует отметить чудесную, с большой любовью и тщанием подобранную коллекцию башкирского народного декоративно-прикладного искусства, включающую уникальные образцы ткачества, вышивки и резьбы по дереву (самый старый экземпляр этого собрания относится к XVIII веку).
 

Давид Бурлюк

 
Всякий, кто хоть немного слышал о русском футуризме, не может не знать имени Давида Давидовича Бурлюка (1882—1967), одного из «отцов-основателей» этого течения. Бурлюк обладал множеством талантов, но главной его способностью было притягивать к себе ярких, незаурядных людей и постоянно находиться в центре (и одновременно — на острие) художественной жизни. Весной 1915 года, в эпоху «всероссийской неразберихи», Бурлюк очутился в Уфимской губернии, где, судя по всему, находилось поместье его жены. За два года, проведенные здесь до отъезда через Дальний Восток в Японию и далее в Соединенные Штаты Америки, который состоялся весной 1918 года, он успел создать около двухсот полотен. 37 из них ныне составляют существенную и наиболее яркую часть коллекции русского искусства начала XX века, представленной в Башкирском художественном музее. На сегодняшний день музейное собрание произведений Давида Бурлюка является одним из самых полных и качественных собраний его живописи в России.


Красный полдень (1915-18) Давида Бурлюка из собрания Башкирского государственного художественного музея


«Красный полдень» (1915-18) Давида Бурлюка из собрания Башкирского государственного художественного музея.
 
Государственный Русский музей
Эрмитаж
Императорский дворец, Павловск, Россия
Научно-исследовательский музей PAX. Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина
Санкт-Петербургское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной
Государственный музей изобразительных искусств им. А.C. Пушкина
Государственная Третьяковская галерея
Московский Музей Востока (Государственный музей искусства народов Востока )
Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова
Московский музей современного искусства
Московский художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова
Музей Московского Кремля
Астраханская областная картинная галерея имени П. М. Догадина
Художественная галерея «Дом Нащокина», Москва, Россия
 





Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.
« Научно-исследовательский музей РАХ. Санкт-ПетербургГосударственная Третьяковская галерея »