ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Галерея сайта
 

Галерея картин современной живописи, где можно картину купить, картины художников разных стран

Библиотека живописи художников разных стран: США, Кубы, Австралии, Китая и других. Классика и современность.

Вам могут быть интересны следующие ресурсы:


От: Зоина Оксана


Опубликовано: Март 12, 2007

в начало статьи О комическом в искусстве

Мы смеемся в этих фильмах над забавными трюками: ускоренная, замедленная, обратная съемка создают немало веселых сцен; над остроумным сочетанием музыки с действием, происходящим на экране, и над многим другим.

Но высмеивают эти фильмы тунеядство, жульничество, стяжательство, пьянство и другие пороки и тех, кто этими пороками заражен,— Балбеса, Труса, Бывалого.

И какие бы мы ни брали комические произведения или комические события в самой жизни или в искусстве, в них всегда есть не только смех, но и определенная оценка того, над чем мы смеемся.

Комическое — это утверждение или отрицание. А утверждение и отрицание всегда ведется от какой-то мерки. То, что соответствует ей,— одобряется, то, что не соответствует,— порицается. В эстетической оценке действительности такой меркой являются представления о прекрасном, эстетический идеал.

Смех подвергает осуждению то, что несовместимо с эстетическим идеалом, противоречит ему. А так как эстетический идеал всегда определяется обществом и господствующими в нем взглядами, то через него комическое оказывается связанным с общественными идеями.

Издавна люди стали высмеивать человеческие недостатки и слабости: рассеянность, глупость, неловкость, хвастовство. Все это комично при условии, если не вызывает страданий че ловека и не опасно для него и окружающих. Для того чтобы эти и другие недостатки стали смешными, необходимо их увидеть или представить в смешном виде. Ведь не всегда, совсем не всегда они смешны. Комический эффект возникает только при определенных условиях.

В великолепном сборнике «Музыканты смеются» собраны веселые истории из жизни композиторов, певцов, музыкантов. Сколько забавных происшествий происходило из-за того, что многим из них приходилось сталкиваться с невеждами, выдающими себя за знатоков музыки; из-за пристрастия иных к собственному творчеству и непризнания творчества других; из-за рассеянности, забывчивости, скупости или чрезмерной расточительности и из- за многих других причин. Читая это, мы весело смеемся, потому что эти недостатки талантливых людей особой беды не принесут.

Так, рассказывают, что Фридерик Шопен, будучи ребенком, должен был впервые участвовать в публичном концерте. Его тщательно одевали, давали массу советов, как надо себя вести. После концерта на вопрос, что больше всего понравилось публике, он с гордостью ответил. «Мой белый воротничок! » Английский драматург Бернард Шоу отличался острым чувством юмора. Записано и рассказывается множество остроумных его шуток и ответов. Однажды, когда начинающий актер настойчиво просил у него рекомендацию в театр, Шоу написал письмо следующего содержания: «Искренне рекомендую вам молодого актера. Он играет Гамлета, Шейлока, Цезаря, на флейте и в бильярд. Лучше всего он играет в бильярд».

В обоих случаях комический эффект возникает из-за контраста, противоречия. Главное в выступлении музыканта — это исполнение музыкальных произведений. И когда маленького Шопена спрашивают, что понравилось публике, имеют в виду, какое из исполненных им произведений. Но ребенок еще не понимает этого. И так как хлопоты домашних сосредоточились на его одевании, то и вывод оказался таким неожиданным.

Во втором случае смех вызывает противоречие, построенное на том, что Бернард Шоу, пользуясь широтой содержания слова «играть», вводит разные по смыслу понятия и сводит к такому, которое напрочь отрицает актерские данные молодого человека. То, что комическое возникает, когда обнаруживается противоречие, отметили все, кто пытался разобраться в том, над чем люди смеются и почему возникает комическое. Но какие именно противоречия создают комическое, об этом у каждого было свое мнение: прекрасного — с безобразным, ничтожного — с возвышенным; между целью и средствами к ее достижению; усилиями человека и результатами его действий; внутренней пустотой и внешней значительностью; несоответствием явлений действительности с передовыми общественными идеалами и т. д.

Конечно, все перечисленные противоречия, образующие комические ситуации, характеры и обстоятельства, не одинаковы по своей значимости.

Одно дело — противоречие между желанием казаться и тем, что человек на самом деле собою представляет, другое дело — несоответствие, отклонение от общественных идеалов и нравственных норм. В первом случае несоответствие может вызвать легкую улыбку и добродушный смех, во втором — беспощадное осмеяние. В зависимости от того, какое явление и какое противоречие становится комическим объектом, краски комического будут иные.

Самым признанным в мире комедийным актером кино считается Чарлз Чаплин.

Почему смешно на его фильмах? Чем он смешит зрителей? Конечно, в его фильмах (а Чаплин — сценарист, режис сер и исполнитель главных ролей почти всех поставленных им фильмов) много смешных трюков и забавных случаев и недоразумений, в которых постоянно оказывается его герой. На то, чтобы рассмешить людей, рассчитан и весь придуманный им образ, и внешний облик чаплинского героя в том числе. Смешна его походка уточкой, слишком большие башмаки, широкие брюки и обуженный пиджак, драный жилет, котелок, камышовая тросточка, нелепые маленькие усики в сочетании с детски чистыми глазами.

Но основной комический прием Чаплина возникает из-за противоречия между тем, каким он (созданный актером персонаж) кажется самому себе и каким он является на самом деле. Бродяга, бедный человек, нескладно и нелепо одетый, он считает себя джентльменом, и ему кажется, что одет он и выглядит великолепно. И соответственно с этим своим представлением он держит и ведет себя. И это смешно. Но так как этим мнением о самом себе он пытается сохранить свое человеческое достоинство, мы относимся к нему сочувственно и охотно отдаем ему свои симпатии. И главное — он совершает благородные поступки: спасает тонущего, помогает слепой девушке, вступается за обиженного, наказывает злодея. Делает он все это серьезно, но из-за контраста его внешности и характера поведения зрителям все представляется веселым и смешным.


« Предыдущая страница | Страница 2 из 5 | Следующая страница »
Роль эллинизма в мировой культуре »