ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Галерея сайта
 

Галерея картин современной живописи, где можно картину купить, картины художников разных стран

Библиотека живописи художников разных стран: США, Кубы, Австралии, Китая и других. Классика и современность.

Вам могут быть интересны следующие ресурсы:


От: Никитина Т.


Опубликовано: Январь 3, 2011

Социалистический реализм

   Органически и последовательно связанный с жизнью народа, социалистический реализм не сковывает худож­ников узкими рамками определенных форм, но, напро­тив, дает им полную возможность творческой инициати­вы и творческих поисков. Понятие социалистического реализма не является понятием застывшим, догматиче­ским. Вбирая в себя не только историческую перспекти­ву, но и исторические жизненные изменения, социали­стический реализм постоянно развивается и обогащается. Под влиянием научно-технической революции, с рас­ширением и углублением духовной культуры народа в нем находит выражение и сказавшаяся в последние го­ды в творчестве советских художников поэтичность и интеллектуальность. В сущности, развитие понятия со­циалистического реализма и есть история развития со­ветского искусства во всем его богатстве и многообра­зии.

В 30-х годах скульпторы много и плодотворно рабо­тают над портретом, стремясь вывести его за пределы привычных камерных решений. Психологические задачи они сочетают с задачами монументальными, с поисками возможностей широкого обобщения, типизации. «Должно ли изображение быть протокольным? — размышляет.

Социалистический реализм - Вера Мухина за работой  

Мухина. — Потомкам неинтересна мелочная детализа­ция лица. Для зрителя важен образ, который он любит, который заставляет его волноваться, переживать и сле­довать за собой». Лучшие из портретов 30-х годов не только правдивы и, документальны, но и общественно значительны. Воссоздавая образ того или иного персо­нажа, скульпторы воплощают в нем этический идеал человека социалистического общества.

Стремление к типизации объединяет и портреты, соз­данные в годы Великой Отечественной войны. В каждом из портретируемых художники подчеркивают бескоры­стие, волевую решимость, готовность пожертвовать со­бой ради Родины. Эти же черты выявляются и в героях тыла. Зиновий Виленский (р. 1899) исполняет целую серию фигур и бюстов уральских металлургов. Появля­ются композиции, посвященные героическому прошлому России: Сергей Орлов (1911—1971) рассказывает о по­беде Александра Невского над тевтонскими рыцарями.

 

 Мемориалы и памятники

   После войны по всей стране — в столицах, районных центрах, поселках — начинают сооружаться памятники, увековечивающие народный подвиг: монументальные бюсты, портретные статуи, мемориалы. Подлинным ут­верждением советского гуманизма является исполнен­ный Евгением Вучетичем (1908—1974) памятник совет­скому воину-освободителю, идейный и композиционный центр некрополя советских воинов в Берлине. Простой русский солдат в походной форме держит в одной руке меч, разрубивший фашистскую свастику, а другой прижимает к себе маленькую, испуганную, доверчиво прильнувшую к нему немецкую девочку. В тягчайших сражениях дошедший до Берлина, перенесший ране­ния и беды, видевший разрушенные города и пылаю­щие деревни, он думает не о мести, но о добре и мире. Не только героизм, но и величие духа русского народа раскрывается в этом образе.

Многие памятники решаются как целостные архитек­турно-скульптурные комплексы. Берлинский некрополь, в котором торжественные архитектурные формы и мону­ментальная скульптура вступают во взаимодействие с природой, с окружающей средой,— не исключение. В Ленинграде создан мемориальный ансамбль, посвящен­ный защитникам и мирным жителям города, погибшим во время блокады; в Волгограде — героям Сталингра­дской битвы; в Саласпилсе (Латвия) — жертвам фашистского террора; на месте Хатыни (Белоруссия) —сожженным фашистами жителям белорусских деревень Во многих ансамблях скульптура дополняется поэтически­ми строфами, музыкой. В Хатыни звонит колокол на Пискаревском кладбище в Ленинграде звучат траурные мелодии, в Волгограде из стен-руин несутся сол­датские песни.

В. В. Лишев. Памятник Н. Г. Чернышевскому в Ленинграде  

Символический образ Матери-Родины становится центром Пискаревского кладбища в Ленинграде. Выло­женная бетонными плитами дорожка ведет между брат­скими могилами к величественной женской фигуре (скульптор Вера Исаева, 1898—1960), простирающей к могилам гирлянду, сплетенную из дубовых и лавровых листьев — символ бессмертия. За ней — стена с релье­фами, посвященными памяти погибших, и поэтической надписью: «Здесь лежат ленинградцы, здесь горожане — мужчины, женщины, дети. Рядом с ними солдаты-красно­армейцы. Всей жизнью своею они защищали тебя, Ленинград, колыбель революции. Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем, так их много под вечной охраной гранита... Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто». Сочетание выразительных средств всех искусств — архитектуры, скульптуры, садово-паркового искусства, поэзии и музы­ки — производит неизгладимое впечатление на всех посетителей этого священного места.

Порой в создании мемориалов принимают участие народные мастера: ансамбль на месте сожженной фашистскими захватчиками деревни Аблинга был возве­ден руками литовских резчиков, возродивших традиции народной литовской деревянной резьбы. Решив увеко­вечить память каждого из погибших, они вырезали из пяти- и восьмиметровых дубовых стволов несколько десятков фигур: жениха и невесту, связанных цветочны­ми гирляндами (в Аблинге в этот день играли свадьбу), скрипача и свата, остальных крестьян — глубоко и скорбно задумавшегося мужчину, женщину, на которую камнем падает черный орел, радостный хоровод детских и девичьих лиц, еще не опаленных страхом смерти. Исполненный почти стихийно, мемориал этот не объеди­нен общностью художественного и архитектурного за­мысла: фигуры расставлены беспорядочно, реалистичес­кая скульптура соседствует с символической. И тем не не менее сила его воздействия огромна: он убеждает своей искренностью, человечностью и душевной теплотой.

Не только о Великой Отечественной войне, но обо всей истории советских народов рассказывает наша скульптура. Несется по украинской степи неукротимая та­чанка, вихрем стелются над землей лихие кони; во владивостокском порту, встречая тихоокеанские кораб­ли, вскидывает победное знамя молодой красногвардеец: сторожат мир и счастье родной Риги красные латышские стрелки. Памятники ставятся не только тем событиям, которые произошли сравнительно недавно, — художни­кам дорого все, что способствовало государственному становлению и независимости родной страны. И конная статуя Юрия Долгорукого в Москве, и тбилисский мону­мент тремстам арагвинцам, в XVIII в.. вступившим в неравный бой с турецкими войсками,— все свидетель­ствует о связи прошлого и настоящего, о сопричастнос­ти истории к нашему сегодняшнему дню.

Повсеместно ставятся памятники деятелям культуры. В Москве воздвигаются памятники Лермонтову, Маяков­скому, Есенину; в Ленинграде — Пушкину и Чернышев­скому; в г. Горьком — Горькому; в Ярославле — Некра­сову; в Тбилиси — Грибоедову; в Баку — Сабиру и Низами. А в Ереване стоит памятник Давиду Сасунскому: в исполненном гневной силы, выхватывающем из ножен «меч-молнию» богатыре скульптор Ерванд Кочар (1899—1979) воссоздал легендарный образ героя народного армянского эпоса.

Круг людей, увековечиваемых монументальной скуль­птурой, очень широк. Здесь и герои революции, и писате­ли, и деятели науки. Ставятся памятники-бюсты дважды Героям Советского Союза И дважды Героям Социалисти­ческого Труда. Памятники встречают нас не только в городах, но в селах, на дорогах, на берегах рек и на кручах гор; на одной из головокружительных дорог Арме­нии воздвигнут памятник поэту Егише Чаренцу, на высо­ком холме посреди зеленого литовского поля — памят­ник поэту-революционеру Юлиусу Янонису.

Скульптура страны советов

Социалистический реализм

 


« Предыдущая страница | Страница 2 из 3 | Следующая страница »
« Жизнь пластических идей в искусствеКак продать свои картины? »