ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Галерея сайта
 

Галерея картин современной живописи, где можно картину купить, картины художников разных стран

Библиотека живописи художников разных стран: США, Кубы, Австралии, Китая и других. Классика и современность.

Вам могут быть интересны следующие ресурсы:

Реклама Профи. Предлагаем цифровую печать рекламных буклетов дешево на выгодных условиях.

От: Зорина Анна


Опубликовано: Декабрь 2, 2010

 Средние века  скульптура

   В средние века (V—XV) наступило господство фео­дального строя. На смену рабству пришла экономиче­ская зависимость человека от человека, на смену языче­ству — христианство. Общество находилось под сильней­шим влиянием церкви. После разгрома античного искус­ства скульптура надолго «замолчала», ее новый подъем пришелся на XI—XV вв. Ярче и отчетливее всего он про­явился в Германии и Франции.

Средневековая скульптура покинула площади и пере­селилась в храмы. Романские (XI—XII вв.), имеющие вид крепостных сооружений, и готические (XII—XV вв.), устремленные ввысь здания со стрельчатыми сводами и похожими на каменное кружево стенами — сама форма этих зданий символизировала порыв к небу. В романских храмах скульптура находилась в порталах. В готиче­ских — сливалась со зданием: поддерживала врата, пор­талы, входы, возвышалась на карнизах и контрфорсах, порой сеть скульптурных украшений становилась такой плотной, что за нею не просматривались архитектурные формы.

Религиозные сюжеты сплетались с реальными образа­ми, с изображениями животных и химер. «Здесь под од­ной головой видишь много тел, там, наоборот, на одном теле — много голов. Здесь, глядишь, у четвероногого хвост змеи, там у рыбы — голова четвероногого», — опи­сывал храмовую скульптуру епископ Бернард Клервосский. Главными героями готической скульптуры были Христос и христианские святые: не просто люди, но люди страдающие, истязаемые, мучимые. Художники пренебре­гали гармоническими пропорциями, не боялись показы­вать израненные тела, кровоточащие раны, вывернутые пытками руки и ноги. Христос в их изображении был не­красив и истощен, зато вдохновенен и экстатичен: дух торжествовал над несовершенством тела. Готическая скульптура несла в себе чрезвычайное эмоциональное напряжение: зритель должен был понять и почувствовать, что духовная сторона жизни — самая ценная.

Изменения в развитии скульптуры происходят под воздействием времени, социальной и общественной жизни народов — искусство всегда является отражением идей­ной борьбы групп и классов: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»— писал В. И. Ленин. Однако не следует думать, что эти изменения происходят резко, рывками, что в истории искусств завершается одна страница и затем открывается следующая. На смену го­тике придет Возрождение, фигуры снова обретут плоть и кровь, станут бодрыми и жизнерадостными, скульпторы будут преклоняться перед античным искусством, пола­гая, что возрождают классику (отсюда и название эпо­хи — Возрождение), но предполагать, что искусство Европы кардинально изменило свое течение благодаря най­денным при раскопках статуям, было бы по меньшей ме­ре наивно. От века в век в готике расширялся круг тем, нарастал интерес к правдивому изображению жизненных событий и человеческих характеров — избранные небеса­ми «разумные девы» в часовне Магдебургского собора по­казаны льстивыми, самодовольными, упитанными ханжами. Да и Возрождение отнюдь не противопоставляло себя церковности готики — художники много и охотно работали для церкви, только делали это в другой форме, прибегали к более жизненной интерпретации церковных сюжетов, подчеркивали красоту мира, возвеличивали че­ловека.

Известна история состязания двух итальянских скульпторов XV в. Донателло и Филиппо Брунеллески (1377—1446), сделавших два распятия. У Брунеллески Христос уже словно отрешился от своего бессильного, ставшего бесплотным тела, он живет только своей верой, силой своего духа. У Донателло мучения тела угнетают и подавляют дух Христа — по-крестьянски плотный и даже грубоватый человек, он испытывает вполне реаль­ные и все нарастающие страдания. Почти одновременно обратившись к одной и той же теме, художники подошли к ней с разных позиций: Брунеллески — как представи­тель искусства прошлого, Донателло — как посол Воз­рождения.




« Предыдущая страница | Страница 4 из 10 | Следующая страница »
« Материал и работа скульптораЖизнь пластических идей в искусстве »