ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Галерея сайта
 

Галерея картин современной живописи, где можно картину купить, картины художников разных стран

Библиотека живописи художников разных стран: США, Кубы, Австралии, Китая и других. Классика и современность.

Вам могут быть интересны следующие ресурсы:




От: Зорина Анна


Опубликовано: Декабрь 2, 2010

 Античность  скульптура

   История европейской скульптуры начинается с античности, т. е. с греко-римской культуры, одного из самых значительных периодов в художественной деятельности человека. «Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы»,— писал Энгельс.

Слово «античный» происходит от латинского antiquus «древний», так назвали греко-римское искусство - итальянские гуманисты — в эпоху Возрождения были неизвестны более древние цивилизации. Термин этот вбирает в себя время, начиная с I тысячелетия до н. э., кончая V в. н. э. В течение этих столетий самым плодо­творным для скульптуры был период греческой класси­ки (V—IV вв. до н. э.), когда общественным строем была демократия свободных граждан, основанная на ответст­венности каждого за «общину равных»; в этот период наиболее ясно проявились основные тенденции антично­го искусства и были созданы такие шедевры, как «Дис­кобол» Мирона, барельеф Парфенона и статуя Афины Фидия, «Геракл, борющийся с немейским львом» Лисиппа.

Самой замечательной чертой греческого искусства было то, что оно, впервые в истории, обратилось к ут­верждению, прославлению обычного человека. Даже изображая богов, скульпторы придавали им человече­ский облик и старались показать их за обычными чело­веческими делами — в беседе, на отдыхе, в сражении. Правителей они изображали крайне редко — это было честью, которую надо было заслужить. Зато воздвигли на склоне Афинского ареопага скульптурную группу ти­раноубийц, героев, поднявших руку на деспота. Идеалом греческой скульптуры был гармонически развитый, кра­сивый, сильный и ловкий человек. В Греции была соз­дана первая теория о пластическом совершенстве чело­веческого тела — благородстве его пропорций, функцио­нальной взаимосвязи его частей. На практике художни­ки еще расширяли эти положения: красота тела была для них выражением красоты духа, нравственной высо­ты и душевной ясности. Греки очень ценили физическое и духовное равновесие, были убеждены, что человек должен одинаково хорошо владеть и своим телом, и сво­ими страстями. «Слишком в беде не горюй и не радуйся слишком при счастье; то и другое умей доблестно в серд­це носить», — писал античный поэт.

Многие греческие скульптуры, особенно изображения победителей спортивных состязаний, выполнялись с реальных людей, но художники никогда не доходили до натурализма. Они обобщали характерные черты моделей и, одухотворяя и облагораживая их, приближали к пла­стическому идеалу. Эллинские юноши стремились похо­дить на статуи, изваянные скульпторами.

Скульптура «жила» на площадях, на стадионах, вы­силась на морских берегах и на горных склонах. Плу­тарх уверял, что в Афинах больше статуй, чем живых лю­дей. К произведениям искусства относились почтительно и восторженно: созданная Фидием семнадцатиметровая статуя Зевса была причислена к семи чудесам света. «Великое несчастье умереть, не увидев подобного чу­да!» — говорил оратор Эпиктет.

Искусство Греции оказало огромное влияние на близ­лежащие североафриканские и азиатские страны III—I вв. до н. э. (в частности, на Пергамское царство) и на Рим. Но римская скульптура была более холодной и официальной, ей оказался чужд идеал человека-гражда­нина, она воспевала монархов и воинов. Им посвящались статуи, ставились памятники, о них рассказывали очень распространенные тогда рельефы. Точно воссоздававшие исторические события, рельефы эти были скорее обстоя­тельными, чем образными. Не решаясь упустить что-ни­будь из повествования, скульптуры тонули, в деталях: на рельефах триумфальной арки императора Септимия Се­вера ощущение торжества римлян, празднующих победу над Парфией, как бы размывается обилием незначитель­ных подробностей — отделкой одежд и оружия, формой причесок.

Конец античного искусства был трагичен. Мраморные статуи разбивали, бронзовые переплавляли. С Парфено­на были сброшены скульптурные фризы. Погибла статуя Афины (предполагают, что ее уничтожили как символ язычества), сгорела во время пожара статуя Зевса.




« Предыдущая страница | Страница 3 из 10 | Следующая страница »
« Материал и работа скульптораЖизнь пластических идей в искусстве »