ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Галерея сайта
 

Галерея картин современной живописи, где можно картину купить, картины художников разных стран

Библиотека живописи художников разных стран: США, Кубы, Австралии, Китая и других. Классика и современность.

Вам могут быть интересны следующие ресурсы:




От: Зорина Анна


Опубликовано: Декабрь 2, 2010

 На службе у религии

  Наряду с культом государственным древняя скульп­тура утверждала культ религиозный. В самых разных формах она призывала народ к покорности, к отказу от попыток вмешаться в существующие порядки. Обратим­ся хотя бы к искусству Индии.

Индийские буддисты создали пластическое воплоще­ние образа Будды: неподвижная фигура, сложенные руки, полуприкрытые глаза, лицо, свидетельствующее о глубочайшем раздумье, — все в его статуях создавало атмосферу отрешенности от мира, все звало к самоуг­лублению, к уходу от реальной жизни. Индийские брах­маны разработали учение о том, что мир является аре­ной постоянной борьбы добрых и злых сил: храмы брах­манов становились своеобразными галереями со статуя­ми и рельефами, рассказывающими о сражениях богов с демонами. Главным богом их был могущественный Шива — он создал Вселенную, он управлял ею и разру­шал все, что завершало жизненный круг.

Самое прослав­ленное его изображение — трехликое изваяние в скаль­ном храме на острове Элефанта (близ Бомбея); Шива-созидатель спокоен и сдержан, он словно раздумывает над тем, что ему предстоит совершить; Шива — храни­тель порядка любуется цветком лотоса, как бы обере­гая его хрупкую красоту; Шива-разрушитель жесток и холоден, ему нет дела до людских бед и забот, он занят бытием всей Вселенной. Глядя на эти лики, человек дол­жен был осознать свое бессилие, понять, что в мире все течет по извечным, непостижимым разуму законам, что в нем ничего невозможно изменить.

Почти во всех странах древности скульптура разви­валась одним и тем же путем. Но это вовсе не значит, что она была одинаковой. Напротив, ее разнообразие неисчерпаемо. «Открылась бездна, звезд полна; звездам числа нет, бездне — дна», — писал замечательный рус­ский поэт Г. Р. Державин, слова эти вполне могут быть применены к скульптуре. Чтобы убедиться в этом, срав­ним уже известную нам брахманскую скульптуру Индии со скульптурой ацтеков (Древняя Америка).

У Шивы человеческое лицо, прекрасное и гибкое человеческое те­ло. У Коатликуэ, ацтекской богини земли и весеннего плодородия, нет ни головы, ни рук, ни ног; тяжелая че­тырехугольная фигура составлена из каменных блоков, имитирующих то черепа, то кукурузные початки, то клыки и кости ягуара, то клубки извивающихся змей — силы, которыми распоряжалась богиня. Боги Индии, ка­кими бы фантастическими способностями они ни наде­лялись, изображались вполне реально, иногда даже на­туралистично; ацтеки создавали фигуры, лишь отдален­но напоминающие человеческие. Всякий, кто видел ста­тую Коатликуэ (ее экспонировали в Советском Союзе), знает, что ее нельзя было сравнить ни с одной привыч­ной нам скульптурой.

У каждого народа свои представления о простран­стве, динамике, образе, свой неповторимый художест­венный язык — они определяются национальными тра­дициями и характерами, мироощущением народов и их пониманием жизни, их природой и историей. Поэтому даже в близких по географическим координатам и по религии странах искусство редко бывает однотипным.

Иллюстрирующие одни и те же религиозные сюжеты, созданные в одном и том же VIII в. рельефы Индии и Индонезии оказываются разными и по форме, и по со­держанию. В индийских рельефах все исполнено напря­жения, стремительной динамики; в них все посвящено богам, они действуют, не смешиваясь с людьми, живут в своем, особом мире. В индонезийских действие разви­вается спокойно и гармонично — эпизоды из жизни бо­гов сочетаются со сценами народной жизни: мы видим встречу крестьян с мореплавателями, можем познако­миться с обстановкой сельских хижин, с такелажем ко­раблей.

Как и любое другое искусство, скульптура не явля­ется чем-то неподвижным, застывшим. Сопутствуя жиз­ни своего народа, она развивается, изменяется, пережи­вает те же исторические потрясения и сдвиги, что и сам народ, становится образным отражением его мыслей, чувств, миросозерцания. Поэтому ее надо представлять себе не только теоретически, но и исторически — толь­ко в историческом обзоре она выявит свою связь с об­щественной жизнью.

В теоретической части этой книги мы чаще всего при­водили примеры из скульптуры европейской; сейчас, в исторической, мы тоже ограничимся этим регионом. Ев­ропейская скульптура наиболее близка и понятна нам: русская скульптура, давшая истоки скульптуре совет­ской, развивалась по ее законам, была ее неотъемлемой частью. Рассказывая о периодизации европейской скульптуры, мы станем вновь обращаться к уже встре­чавшимся нам произведениям: взятые сами по себе, они помогали изучить элементы пластического языка; вы­строенные хронологически, дадут возможность просле­дить за развитием европейской художественной мысли, понять своеобразие тех или иных периодов. Попутно для тех, кто решит впоследствии расширить свои знания о скульптуре, объясним некоторые термины, часто встре­чающиеся в искусствоведческой литературе.

 


« Предыдущая страница | Страница 2 из 10 | Следующая страница »
« Материал и работа скульптораЖизнь пластических идей в искусстве »