ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Галерея сайта
 

Галерея картин современной живописи, где можно картину купить, картины художников разных стран

Библиотека живописи художников разных стран: США, Кубы, Австралии, Китая и других. Классика и современность.

Вам могут быть интересны следующие ресурсы:


От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Ноябрь 15, 2010

Процесс создания скульптуры

   Теперь познакомимся с процессом создания скульп­туры. Есть два основных вида скульптурной техники — это лепка и ваяние. Часто эти слова считают синонима­ми, на самом же деле они далеко не равнозначны. Ле­пят в мягких материалах — глине, пластилине, воске, т. е. в тех, которые слушаются движения человеческой руки. Ваяют — в твердых: в мраморе, граните, порфире, базальте; эти материалы требуют применения специаль­ных инструментов. По отношению к дереву (а также к алебастру и кости) обычно применяется термин «ре­жут», «вырезают», реже — «вырубают».

Ваяние основано на удалении лишнего материала, скульптор как бы высвобождает из него свое произве­дение. «В твердый горный камень воображение худож­ника вкладывает живую фигуру, которую он извлекает оттуда, удаляя излишки камня», — объяснял Микеланджело. Сам он работал только методом ваяния. Сделав из воска маленький — в несколько сантиметров высо­той — эскиз, довольно приблизительный по форме, сра­зу врубался в мраморный блок, полагаясь на твердость своей руки и безошибочность внутреннего видения. Своего знаменитого «Давида» он высек из глыбы кар­рарского мрамора, испорченной глубоко врезавшейся в нее впадиной (отметим мимоходом, что работать с этой глыбой отказались такие мастера, как Донателло и Леонардо да Винчи). Чтобы обойти эту впадину, Микел­анджело как бы вписал фигуру в глыбу по диагонали, наклонив ее — внутри блока — на двадцать градусов. Об этом мы знаем только по воспоминаниям современ­ников художника — заметить или даже почувствовать это невозможно.

Метод Микеланджело

   Метод Микеланджело уникален, обычно скульпторы работают иначе. Начинают всегда с лепки, которая ба­зируется на противоположном ваянию методе — на добавлении материала: один ком глины или воска на­кладывают на другой. Чаще всего пользуются влажной серой глиной, которую высоко ценят за мягкость и вяз­кость. «Живая рабочая глина — большая красота, — утверждала Голубкина. — Относиться к ней небреж­но — то же, что топтать цветы». Сперва лепят неболь­шую модель, в которой проектируют будущую статую или памятник. Затем делают модель той величины, в ка­кой будет осуществляться будущее произведение. Если скульптура большая, ее укрепляют каркасом.

Иногда увеличение производится поэтапно. Бурдель, сделав небольшой эскиз, тщательно его прорабатывал, затем отдавал в отливку и в механическое увеличение и снова прорабатывал. И так много раз, пока скульпту­ра не достигала задуманного размера. Такой способ позволяет максимально точно разработать замысел и последовательно отшлифовывать все детали композиции.

Когда работа над моделью заканчивается, с нее сни­мают гипсовую форму, т. е. пластический отпечаток, повторяющий модель в обратном, вогнутом виде. Форму делают из нескольких плотно соединяющихся частей; разъяв их, можно выбрать глиняную массу. При этой операции первоначальная глиняная модель погибает, но, залив во вновь собранную форму гипс, скульптор полу­чает абсолютно точное ее повторение. Затвердевая, гипс становится плотным и достаточно прочным, в хороших условиях он может сохраняться долго. Поэтому ху­дожники порой довольствуются гипсовыми отливками, иногда тонируя их, т. е. подцвечивая их поверхность.

Получив форму и гипсовую отливку, можно присту­пать к исполнению произведения в камне или в металле. И хотя в обоих случаях дело сводится к скрупулезно точному повторению оригинала, процессы эти настолько различны, что в Древней Греции скульптура из мрамора и скульптура из бронзы считались разными видами ис­кусств. Каменную скульптуру высекают по образцу гип­совой модели. Повторение это делается не на глаз, а при помощи пунктировальной машины: гипсовая отлив­ка обмеривается в мельчайших деталях, и все эти обме­ры («пункты») переносятся на каменный блок. Вруба­ясь в камень, строго следят за отметками — сперва оби­вают его до уровня наиболее выступающих точек, затем переходят к среднему рельефу и к углублениям. Работа эта может быть и творческой и механической, репродук­тивной. Все зависит от того, исполняет ее сам скульптор или мраморщики (так называются все копировщики, работающие в твердых материалах).

 

Чтобы сделать скульптуру из металла (чаще всего из бронзы), пользуются не отливом, а вогнутой гипсовой формой. Ее покрывают внутри восковым слоем и запол­няют твердеющей при нагревании массой. При прокали­вании формы воск вытапливается, и на его место вли­вают расплавленный металл. Когда он остынет и затвердеет; форму и огнестойкую сердцевину удаляют и полу­чают полую бронзовую отливку, воспроизводящую мо­дель в мельчайших деталях.

Металлическая скульптура может быть не только отлита, но и выкована или вычеканена. Чеканят ее, вы­бивая специальным молотком скульптурный рельеф по красной меди или латуни. Крупные произведения чека­нятся по частям внутри специальных форм-матриц, предcтавляющих собой слепки с модели. Именно таким образом делалась квадрига с Аполлоном, стоящая на здании Ленинградского театра драмы им. А. С. Пуш­кина.

«Мню я быть мастером, затосковав о трудной рабо­те, чтоб останавливать мрамора гиблый разбег и крушенье, лить жеребцов из бронзы гудящей с ноздрями, как розы, и быков, у которых вздыхают острые ребра»,— писал Павел Васильев. Действительно, работу скульпто­ра т назовешь иначе, как трудной. Она требует не только творческих, но и физических сил, большого терпения и времени, а подчас и помощи других людей.

 

источник: 8 ( см. список литературы )




« Предыдущая страница | Страница 3 из 3




Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.
« Скульптура в жилом интерьереСкульптура - происхождение и развитие пластической мысли в искусстве »