ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Галерея сайта
 

Галерея картин современной живописи, где можно картину купить, картины художников разных стран

Библиотека живописи художников разных стран: США, Кубы, Австралии, Китая и других. Классика и современность.

Вам могут быть интересны следующие ресурсы:

Реклама: успейте приобрести запонки по акции со скидкой до 50%.

От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Ноябрь 15, 2010

Материалы для скульптуры

Мрамор

   Греки и римляне любили мрамор. В нем ценили мел­козернистую фактуру, позволяющую тонкость модели­ровки, блеск, исходящий от его шлифованной поверхно­сти. Греки работали в желтоватом паросском мраморе, сильно просвечивающем. Римляне — в снежно-белом каррарском, этот сорт мрамора до сих пор считается самым лучшим. Создавая одетую скульптуру, римляне порой делали обнаженное тело из белого мрамора, одеж­ду — из цветного.

Советские скульпторы часто работают в уральском мраморе — на Урале встречаются сорта разной факту­ры и разных цветов. Из глыбы белого уральского мра­мора исполнен памятник генералу Карбышеву в Маутхаузене.

Главный недостаток мрамора — хрупкость. Камни с крупной кристаллической структурой — гранит, порфир, базальт — напротив, очень прочны. Из-за чрезвычайной твердости их тяжело обрабатывать, они требуют мону­ментальности, больших обобщенных планов. Не случай­но твердые камни господствовали в искусстве Древнего Египта.

Базальт

   В Советском искусстве с базальтом много работают армянские скульпторы, с гранитом — латышские. Из серого гранита исполнен московский памятник Карлу Марксу, о котором мы упоминали; тяжеловесность и мо­нолитность гранита сообщают этому памятнику особую устойчивость и сдержанную силу.

Твердые камни разнообразны по цвету. Они бывают черными, серыми, красными, розовыми, могут быть испещрены прожилками, создающими сложную и наряд­ную цветовую гамму. Существуют также полупрозрачны и прозрачные камни, легко пропускающие свет и кажущиеся светящимися изнутри; они не так тверды, как гранит или базальт, и позволяют не только обоб­щенную, но и ювелирную обработку. Из них особенно известен нефрит—скульпторы Древнего Востока делали из него и большие статуи и изящные безделушки.

Дерево

   Прекрасным пластическим материалом является де­рево. Живое, теплое, разнообразное по рисунку волокон, оно дает возможность включать в композиции его есте­ственные наросты и напластования.

Практически в дереве можно добиться любых форм. Африканские скульпторы делают из него очень своеоб­разные и экспрессивные произведения, используя про­стейшие геометрические объемы: головы в их фигурах похожи на шары, торсы — на цилиндры или эллипсои­ды, женские груди — на усеченные конусы. Китайские и индийские мастера, напротив, приближают деревянную скульптуру к ажурной вязи: тонкие изящные фигуры с изысканными жестами становятся как бы частью про­зрачного орнамента, замыкающего их в пространстве.

В Западной Европе дерево в течение долгих веков считалось «библейским» материалом — из него выреза­ли культовые статуи. В средние века эти статуи часто повторяли естественную форму древесных стволов. В XVI—XVII вв. им начали придавать повышенную дина­мичность: наделяли их стремительными движениями, заставляли развеваться складки одежд — это создавало впечатление легкости, одухотворенности дерева.

В России дерево считается национальным материа­лом, известным еще во времена язычества: о славянских деревянных идолах рассказывал путешественник Ибн-Фадлан, побывавший в 922 г. на Волге. Деревом охотно пользовались народные мастера, вырезавшие культовую скульптуру. Великолепная коллекция такой скульптуры собрана в Пермской художественной галерее; у «перм­ских богов» в облике ярко выражен местный националь­ный крестьянский тип, отличный от великорусского.

Существуют деревья с древесиной тона слоновой кости, с золотистой, розовой, красной, черной. В Южной Америке растут деревья кебрачо: темно-коричневая, похожая на приглушенную временем бронзу, древесина их тверда, как железо, и не поддается резцу. Известный советский скульптор Степан Эрьзя изобрел специальный инструмент для его обработки. Околдованный этим чу­десным деревом, он в течение двадцати лет жил в Арген­тине. «Россия, — говорил он, — моя родина; Аргенти­на — родина кебрачо».

Бронза

Полной противоположностью камню и дереву явля­ется бронза. Твердые материалы заставляют художника считаться с их особенностями. Бронза предоставляет ему любые возможности: в композиции Чайкова «Фут­болисты» (1928—1938) группа борющихся за мяч спорт­сменов висит в воздухе — лишь один из них касается земли кончиком носка. Ни в одном другом материале скульптура с такой опорой была бы невозможна.

В бронзе можно передать любые движения, подчерк­нуть их характер, устремленность. Абсолютно точно вос­создающая модель, она сохраняет даже следы пальцев скульптора — позволяет ощутить «дыхание» его замыс­ла. Легко поддаваясь полировке, она делается искря­щейся, воспринимающей переливы света и тени. Старея и окисляясь, приобретает различные цветовые оттенки— от зеленого до коричневого. Как правило, оттенки эти очень красивы: некоторые статуи на Исаакиевском собо­ре в Ленинграде стали изумрудными. Такой налет вре­мени называется патиной; чтобы добиться его в новых произведениях, их искусственно «патинируют», воздей­ствуя на них химическими средствами.

История искусств показывает, что материалы, кото­рыми пользовались скульпторы на протяжении веков, не оставались неизменными. В древности делались статуи из серебра и золота. Греческие золотые статуи, о кото­рых рассказывает философ Платон, до нас не дошли: их погубила материальная ценность. Но парадные залы Красного дворца в Лхассе, в Тибете, и сейчас украшены золотой скульптурой, инкрустированной кораллом и би­рюзой.

В Древней Греции была распространена так назы­ваемая хризоэлефантинная техника. Прославленный художник Фидий (ок. 500—490 — ок. 431 до н.э.) испол­нил в этой технике двенадцатиметровую статую Афины (438 г. до н.э.). Основу ее составляла деревянная фигу­ра, на лицо и обнаженные части тела которой были на­ложены тысячи пластинок слоновой кости, пригнанных друг к другу так тщательно, что, казалось, будто вся фи­гура высечена из грандиозного слонового клыка. Одежду и вооружение богини Фидий сделал из золота, на это ушло около двух тысяч килограммов. Рядом со сверкающим золотом желтоватая матовая слоновая кость вос­принималась как живое, пульсирующее кровью тело.

Каждая эпоха приносит в искусство свои материалы. В 1925 г. Эрьзя сформовал фигуры рабочих для Союза горняков в Баку из железных стружек и опилок. Сейчас в скульптуре применяются бетон, различные сплавы, пластические массы, сталь, алюминий, стекло. Гибкая и ковкая сталь позволяет использовать современные за­водские методы сварки, не мутнеет и не поддается кор­розии, в ней легко передается физическое ощущение объема, можно исполнить фигуру очень большой вели­чины. Статуя Свободы, установленная в 1886 г. у входа в Нью-Йоркский порт, достигает около девяноста трех метров в высоту.

Стекло

   Особую сложность представляет для скульптора ра­бота в стекле. Нужно все время помнить о его прозрач­ности, о том, чтобы объемы не «спорили» друг с другом. В то же время стекло оказывается очень благодарным материалом: прозрачная, пронизанная светом стеклян­ная скульптура производит впечатление поэтической и немного таинственной.

С течением веков изменялось отношение и к цвету скульптуры. Сейчас мы привыкли к скульптуре одно­цветной, имеющей естественный тон материала, из кото­рого она выполнена. Но монохромность эта условна. Античные греки вводили в композиции не только сло­новую кость и золото, но и цвет: древние статуи были синеглазыми, золотоволосыми, розовощекими. В средние века, в эпоху Возрождения, во времена барокко деревян­ную скульптуру иногда золотили, иногда раскрашивали: мадонн «одевали» в разноцветные платья, выписывали на этих платьях золотую и серебряную кайму. Полихромной была и русская народная культовая скульпту­ра. В Вологде сохранилась фигура Георгия Победоносца XVI в. — витязь в синей рубахе, золотом панцире и красном плаще, сидя на покрытом алой попоной коне, пронзает копьем пятнистого, голубокрылого дракона.

При помощи цвета художники стремились добиться впечатления жизненности фигуры, подчеркнуть ее кра­соту, выделить ее из окружающей обстановки. В XVII в. профессиональные скульпторы начали пользоваться цве­том более скупо и целеустремленно, подчинять его пси­хологической сути создаваемого образа. Сдержанная светло-коричневая чалма одежды Петра Мученика в изображении испанца Хосе де Мора (1642—1724) под­черкивает его суровую отрешенность от земной жизни.

В XVIII—XIX вв. полихромная скульптура была окончательно вытеснена монохромной. Лишь в XX в. бы­ли вновь предприняты попытки ввести в нее цвет. Извест­ный скульптор Сергей Коненков (1874—1971) начал сперва подкрашивать свои произведения, а затем и зо­лотить их: позолотил фриз на Музыкально-драматиче­ском театре в Петрозаводске — хоровод танцующих и поющих фигур (1953—1954) и статую разорвавшего це­пи «Освобожденного человека» (1947).

И теперь на выставках мы нередко встречаем полихромную скульптуру, некоторые советские мастера счи­тают цвет почти непременным компонентом ее художе­ственной выразительности. И хотя время доказало, что обычно пластический образ звучит целостнее в моно­хромном исполнении, в отдельных случаях умело исполь­зованный цвет, оказывая сильное эмоциональное воз­действие на восприятие зрителя, может обогатить скульп­туру.

 


« Предыдущая страница | Страница 2 из 3 | Следующая страница »




Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.
« Скульптура в жилом интерьереСкульптура - происхождение и развитие пластической мысли в искусстве »