ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Галерея сайта
 

Галерея картин современной живописи, где можно картину купить, картины художников разных стран

Библиотека живописи художников разных стран: США, Кубы, Австралии, Китая и других. Классика и современность.

Вам могут быть интересны следующие ресурсы:


От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Сентябрь 23, 2010

Выставка картин английских и французских художников конца XIX - начала XX века

   В 1988 году в Австралии отмечалось двухсотлетие с момента переселения европейцев. В этот юбилейный год одним из наиболее запоминающихся событий была выставка «Шедевры из Эрмитажа: западноевропейское искусство XV-XX веков». Большая коллекция произведений из Эрмитажа демонстрировалась в двух крупнейших музеях Австралии - в Художественной галерее Нового Южного Уэльса (Сидней) и в Национальной галерее Виктории (Мельбурн). Австралийцы получили редкую и почетную возможность насладиться знаменитыми на весь мир картинами и рисунками.

В знак благодарности мы посылаем выставку картин английских и французских художников конца XIX - начала XX века из собраний Национальной галереи Виктории и Художественной галереи Нового Южного Уэльса. Являясь организатором этой выставки, Международная культурная корпорация Австралии считает для себя честью участвовать в этом важном культурном обмене, который, как мы уверены, будет способствовать укреплению сотрудничества между нашими странами в духе доброжелательства. Нам особенно приятно выразить свою глубокую благодарность Министерству Культуры СССР, с которым нас связывают уже на протяжении последних трех лет добрые сердечные отношения. Мы также приветствуем сотрудников Эрмитажа, отбиравших картины для выставки. Эта выставка (как и эрмитажная в Австралии) осуществилась благодаря культурному соглашению между Австралией и Советским Союзом. Мы благодарны сотрудникам австралийского департамента искусств, спорта, туризма и Министерства иностранных дел СССР, способствовавшим организации выставки. Международная культурная корпорация выражает свою признательность правлению попечителей за щедрую поддержку.

 

Коллекции государственных художественных музеев Австралии

  Коллекции двух главных государственных художественных музеев Австралии - Национальной галереи Виктории в Мельбурне и Художественной галереи Нового Южного Уэльса в Сиднее - имеют почти аналогичную историю возникновения, хотя по своему содержанию отличаются довольно значительно. Как и следовало ожидать, ядром, вокруг которого началось формирование музейных собраний, явилось австралийское искусство. Однако, отражая широту интересов австралийского населения как результата разнообразия его этнических корней, оба музея не могли ограничиться коллекционированием произведений, посвященных топографически точному изображению местности, или имеющих этнографический оттенок.

  Национальная галерея Виктории, Мельбурн

Фактически, Австралия и по сию пору несет на себе печать европейского происхождения, европейских вкусов, склонностей, стилистических направлений. Глубоко укоренившееся европейское наследие сказывается в характере эволюции австралийского искусства, которое открыто повторяет пути, пройденные европейцами в течение двух истекших столетий. В настоящее время интересы современных живописцев Австралии, их творческая манера, стилистические склонности полностью совпадают с основными направлениями в искусстве Европы и Америки. Язык австралийского искусства - это, по существу, язык искусства западноевропейского, хотя ему присущи некоторые особые, индивидуальные черты, которые сформировались вследствие ряда обстоятельств - отдаленности австралийского континента от 3 исходных корней, специфического пейзажа, незнакомого уклада культуры, обычаев, сложившихся в непосредственном окружении. Эти факторы - все вместе или изолированно - придали австралийскому искусству особый аромат, который, впрочем, никогда целиком не заглушал его европейскую сущность.

 Национальная галерея Виктории, Мельбурн - зал Европейского искусства

Прочность этих европейских связей проявляется во всех стилистических направлениях, в понимании художественных ценностей. В наших музеях это нашло выражение в относительном богатстве коллекций европейского искусства. Может показаться странным, что музей в столь отдаленной стране сумел собрать произведения величайших европейских мастеров. Рембрандт, Тьеполо, Строцци, Рейнолдс, Моне - далеко не полный перечень имен западных мастеров, представленных в музеях Австралии; однако, это искусство отражает и наше происхождение. Мы были пересажены в океанийский мир, но привнесли с собой свое искусство и свою культуру - самые тонкие, но вместе с тем и самые прочные, всеохватывающие связи, которые позволили нам сохранить индивидуальность даже в условиях отрыва от традиционного окружения. И вполне понятно, что ранние европейские поселенцы стремились воссоздать в Австралии хотя бы в общих чертах подобие родины; к этому же стремились и поздние иммигранты, откуда бы они ни приехали - из Европы, Азии или Америки.

 

Европейские поселенцы в Австралии

   В середине XIX столетия европейские (главным образом, британские) поселенцы в Австралии обосновались уже настолько прочно, что верили в возможность распространить свои культурные навыки на освоенный ими континент в более устойчивых формах. Гражданское самосознание, относительное благосостояние и, конечно, необходимость культурного выражения и подкрепления привели к первым попыткам создания публичных художественных музеев. Первым из них явилась Национальная галерея Виктории, открытая для публики в 1861 г. в одном из помещений здания Публичной библиотеки и носившая название «Музей искусств». На протяжении двух месяцев музей посетили около 62000 местных жителей, для которых понятия культуры и искусства были фактически неизвестными. В полотнах таких ранних художников колонии как, например, Глоувер, Мартене, фон Герард, Гилл, имена которых выдают их европейское происхождение, посетители не узнавали знакомый им мир. Произведения эти создавались по образцу элгиновских мраморов, античных статуй, слепков и предметов, наделенных особыми достоинствами. Скрытая логика этого явления заключалась в попытке воссоздания атмосферы классицизма, некогда оставленной ими в Европе.

 Здание галереи Нового Южного Уэльса, Мельбурн, Австралия

Господствующее представление об особом значении европейского наследия в культуре и искусстве Австралии сказывалось и в Мельбурне, и в Сиднее, где в 1874 г. была основана Художественная галерея Нового Южного Уэльса. Оба музея приобретали произведения искусства, повторявшие творения давних европейских предшественников и пренебрегавшие реальным окружением. Обе галереи собрали значительные коллекции живописи и скульптуры английских художников XIX в., ибо Великобритания по-прежнему воспринималась здесь как отечество. Именно английские оценки и культурный уклад легли в основу зарождавшегося в конце XIX в. творческого самосознания австралийских художников. Подобная ограниченная точка зрения имела явный вредный эффект, но в то же время оказывала и некоторое положительное воздействие. А именно - обе галереи, и мельбурнская, и сиднейская приобрели коллекции, дающие яркое представление о модных в Англии в середине XIX в. художественных течениях, которые теперь, по прошествии значительного времени, заняли свое подлинное место в истории искусства.

 

Новаторские и мистические произведения прерафаэлитов

   Новаторские и мистические произведения прерафаэлитов и художников-викторианцев Д. Г. Россетти, Э. Берн-Джонса, Форда Мэдокса Брауна, Пойнтера, Лейтона, мало известные за пределами Англии, хорошо представлены и в Мельбурне, и в Сиднее. Тот факт, что творчество названных и близких им мастеров относительно хорошо представлено в коллекциях обоих музеев, побудил нас включить их работы в настоящую выставку.

Если в ранние годы формирования этих двух музеев основное внимание уделялось британскому искусству, то произведения других европейских художников, главным образом французских, стали приобретать лишь в XX в. - сначала Мельбурн, потом Сидней. Для Национальной галереи Виктории большим стимулом в этой деятельности явился фонд А. Фелтона, учрежденный в 1904 г. и обеспечивший получение музеем значительного дохода, который сразу же (в 1904-1906 гг.) был использован для покупки работ Писсарро, Родена и Тернера. Не будь этого фонда, оставленного А. Фелтоном музею в качестве завещанного дара, мельбурнская галерея осталась бы без своих наиболее значительных картин - таких, как произведения Мемлинга, Рембрандта, Ван Эйка, Тициана, Пуссена, Ван Дейка, Тьеполо (его величественного «Пира Клеопатры»), Рейнолдса, Курбе, Моне, Мане и многих других. Благодаря фонду Фелтона Национальная галерея Виктории стала не только выдающимся музеем Австралии, но и одним из известных музеев мира.

 Художественная галерея Нового Южного Уэльса, зал Европейского искусства

Художественная галерея Нового Южного Уэльса, не имевшая столь благоприятной финансовой поддержки, формировала свои коллекции значительно медленнее. Лишь в 1920 г. музей приобрел первую картину из числа не австралийских и не английских художников - «Цветы и фрукты» Фантен-Латура. В 1935 г. за ней последовала картина «Крестьянские дома. Эраньи» Писсарро. Что касается произведений старых мастеров, то ни одна из галерей Австралии не отваживалась на их приобретение до получения авторитетного заключения. Так, первым произведением старого мастера, поступившим в публичный музей, явился «Бюст францисканского монаха с книгой» Тициана, купленный в 1924 г. Национальной галереей Виктории (то есть почти через 60 лет после основания галереи).

Процесс коллекционирования европейского искусства как в Сиднее, так и в Мельбурне протекал сравнительно медленно. Одной из постоянных проблем были контакты с крупными центрами продажи произведений искусства, например с Лондоном и Парижем. Возникал вопрос и о том, насколько вообще необходимо и уместно для такой молодой страны, население которой было занято овцеводством, помышлять о коллекциях великих мастеров далекой Европы. К тому же ни один из публичных музеев не мог рассчитывать на дары частных владельцев произведений искусства, поскольку таких коллекционеров в стране просто не было. Правда, теперь, с распространением путешествий по всему миру, уже не столь дорогих - все большее количество людей начинает интересоваться художественными достижениями прошлого разных стран хотя бы благодаря возможности посещать музеи многих частей света. Свидетельство такого интереса - громадный успех выставки «Живопись старых мастеров из Эрмитажа», состоявшейся в 1988 г. в Сиднее и Мельбурне.

В последние десятилетия в Австралии отмечается расцвет искусства в самых разных его проявлениях, отражающий образ жизни и предприимчивый дух австралийских народов. В настоящее время Национальная галерея Виктории и Художественная галерея Нового Южного Уэльса имеют новые, просторные здания: первая из них занимает отныне самостоятельное помещение, выстроенное с учетом музейных требований. В 1968 г. мельбурнская галерея открыла своп двери для публики; в 1972 и 1988 гг. к прежнему зданию сиднейской галереи, благодаря активной поддержке заинтересованной публики, были сделаны обширные пристройки. Художественные собрания наших публичных музеев, чрезвычайно выросшие, включают не только работы австралийских или английских мастеров, но и коллекции произведений, позволяющих обогатить наши представления об искусстве Европы, Америки и Азии. Все это результат воспитания художественного вкуса австралийцев и культурной политики музеев Австралии, цель которых - собрать значительные коллекции произведений искусства всех культур и народов. Однако, хотя наши достижения в области музейного коллекционирования по сравнению с Эрмитажем и Музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина весьма скромны, мы рады возможности на время поделиться с советским народом частичкой наших сокровищ, которые постоянно доставляют нам радость.

 

Ленинград 1990

Авторы каталога:

Р. Фри (Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней) №№ 1,4, 6-8, И, 17, 21-25

С. Дин (Национальная галерея Виктории, Мельбурн)  Э. Деваприам (Национальная галерея Виктории, Мельбурн)

Перевод с английского и научная редакция А. С. Кантор-Гуковской Е. П. Ренне

 

Французское искусство XVII века
Жюль Жозеф Лефевр (Jules Joseph Lefebvre), биография французского художника, картины
Французские импрессионисты и их эпоха
«Мастера французской афиши»

 

 


« Самые дорогие картины мираСвязь скульптуры с архитектурой и окружающей средой »