ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Галерея сайта
 

Галерея картин современной живописи, где можно картину купить, картины художников разных стран

Библиотека живописи художников разных стран: США, Кубы, Австралии, Китая и других. Классика и современность.

Вам могут быть интересны следующие ресурсы:



От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Июнь 1, 2009

 

этот диагноз частного письма доктора Чехова, он не исключает последующих метаморфоз русской культуры. Больше того, в нем угадывается их ожидание.

Ускорение пореформенной эпохи было слишком мощным, чтобы вскоре затухнуть без последствий в кислом времени. Искусство большой страны, как правило, развивается не одномерно, а волнами, и временный спад после стремительного разбега рано или поздно стимулирует новый взлет. Действительно, именно в этот период рождается отнюдь не гуттаперчевая литературная плеяда — Пастернак, Ахматова. Цветаева, Мандельштам. Маяковский, Булгаков, Зощенко. Сфера живописи менее урожайна на больших мастеров, но все же в это время появляются на свет Шагал, Попова, Лисицкий, Родченко.

Как раз тогда в России началось более пристальное знакомство с современной живописью Франции. В 1891 году Москва развернула на Ходынском поле огромную французскую художественно-промышленную выставку14, с раритетами на любой вкус. Главной приманкой сверкали светящиеся фонтаны, как на Всемирной выставке 1889 года, взятой за образец общего устройства (ей и Эйфелевой башне посвятили отдельную панораму). И конечно, там не было недостатка в искусстве15. Сегодня даже знатокам подавляющее большинство имен ни о чем не говорит. Но то был отборный материал. Тон задавали мэтры Салона, в наши дни снова выходящие из тени забвения: Бугро, Жером, Лефевр, Лоране, Ролль, Бонна, Жюль Бретон, Даньян-Бувре, Невиль.

В 1896 году в Петербург, а затем в Москву, прибыла полностью художественная французская выставка, самая крупная из заграничных16. Главенствовали опять-таки кумиры Салона, но нашлось место и для Моне, Дега, Ренуара, Сислея. Среди их картин, предоставленных Дюран-Рюэлем, особенно примечательны „Скалы в Этрета" и „Стог сена" Моне. Первый холст очень запомнился Сергею Щукину, и года через три он купил его у „папаши Дюрана". Второй произвел сильнейшее впечатление на молодого юриста Василия Кандинского, который особенно выделял два события, повлиявшие на его творческую жизнь: представление вагнеровского „Лоэнгрина" в Большом театре и ..Стог" Моне.

«Импрессионизм,— вспоминал А. Н. Бенуа, один из лучших знатоков эпохи,— вплоть до 90-х годов был явлением скорее „подпольным", известным лишь тесному кругу. Еще более тесный круг не только знал о существовании каких-то художников, назвавшихся импрессионистами, но и оценивал их искусство, считал его чем-то интересным и прекрасным. Большие массы лишь изредка, урывками узнавали о существовании таких художников, как Мане, Дега, Моне, Ренуар».

Между тем нельзя сказать, что русская публика не имела возможностей познакомиться с импрессионизмом. До поры до времени она просто оставалась к нему равнодушной. В 1899 году Императорское общество поощрения художеств устроило в Петербурге и Москве выставку одиннадцати полотен Моне, в тот момент одну из наиболее важных за пределами Франции. Картины дал Дюран-Рюэль. Возможно, зная о восприятии публикой живописи Моне на выставке 1896 года, он изменил тактику и не включил напористых композиций, которые могли бы провоцировать протесты. Характерно присутствие трех деликатных натюрмортов и преобладание „классических" работ 1870-х годов. Однако Маршан просчитался: его картины не вызвали никакого интереса, а выставка осталась не отмеченной в анналах российской художественной жизни.

Живя во Франции дольше, чем на родине, Тургенев был более внимателен к французской культуре и рано заинтересовался импрессионизмом. Другие русские писатели, в те редкие моменты, когда им доводилось сталкиваться с новой западной живописью, были менее снисходительны.

 


« Предыдущая страница | Страница 9 из 24 | Следующая страница »
« Реализм XIX векаРусское искусство на пути от реализма к импрессионизму и символизму »