ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Галерея сайта
 

Галерея картин современной живописи, где можно картину купить, картины художников разных стран

Библиотека живописи художников разных стран: США, Кубы, Австралии, Китая и других. Классика и современность.

Вам могут быть интересны следующие ресурсы:



От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Июнь 1, 2009

 

 Когда в 1890-е годы в Россию одна за другой пошли выставки зарубежного искусства, то не в последнюю очередь этому способствовала постепенно копившаяся усталость от передвижничества. Стасов, глашатай Товарищества, раньше других почувствовал, что такие смотры чреваты соблазном подражания мало идейным иностранцам. Выставки сообщества были полностью рассчитаны на внутреннее потребление: в те годы вряд ли кто задумывался всерьез об экспортном варианте передвижнической антологии. Мало что дали попытки скомплектовать раздел русского искусства на каждой из трех Всемирных парижских выставок последней четверти XIX века, 1878, 1889 и 1900 годов.
Если нынешнее внимание к русскому искусству последней трети XIX века заметно растет, то причина заключается не в ажиотажном спросе „новых русских", за короткое время баснословно взвинтивших цены, а скорее в том, что здесь действуют пружины общемирового процесса, направленного на более объемное изучение не одной, как было еще недавно, а всех крупных школ. В конце XIX столетия путь к успеху искали в Париже, признанной тогда мировой художественной столице. Обращаясь к действовавшим там нефранцузским художникам, вступаешь на ту почву, которая дает шанс исследовать взаимодействие различных школ. Стоит проанализировать в этом смысле прошлогоднюю выставку в Бостоне и Нью-Йорке „Американцы в Париже", где показывались лучшие американские полотна, созданные во французской среде в эпоху импрессионизма. Живопись Моне,Дега, Ренуара оставалась при этом за кадром, но было ясно, что высшие достижения не только Робинсона, но даже Сарджента и Мэри Кассат значительно уступают работам французских основоположников.

Здесь в очередной раз сработал извечный механизм развития искусства. „Кухней", технологией приемов, последователи нередко овладевают не хуже основоположников, но божественной искры уместно ждать не от них, а от тех, кто пришел первым. Каждое следующее поколение выдвигает своих лидеров. Но для лидерства мало одного мастерства. Нужны люди новой эстетики, помимо всего прочего, наделенные глубокой внутренней силой и интуицией. Поэтому Робинсон или, предположим, Саврасов, написавший несколько проникновенных пейзажей, даже в рамках национальной школы не подходили на роль вожаков, способных повести за собой других. С другой стороны, искусство Кандинского, судить ли о нем в границах страны, откуда он вышел, или гораздо шире, охватывая весь европейский континент, не стушевывается ни в том, ни в другом случае, потому что всегда дает о себе знать масштаб творческой личности.

Ситуация в русской культуре начала 1890-х годов в целом выглядела спадом в сравнении с 1860-1870-ми годами. И в литературе, и в живописи поиски новых форм вели к отходам от реализма. Сквозьторжественный прозаизм передвижников несколько живописцев помоложе пробивалось к поэтическим началам, отыскивая их то в свете и цвете, то в погружении в легенду. Серов, ученик Репина, выражал уже иной дух творчества, и его „Девушка, освещенная солнцем" не случайно снискала злую неприязнь основателей Товарищества. Выразительно, как умел только он, Чехов оценивал общее положение в культуре. „Разве картины Репина или Шишкина кружили Вам голову? Мило, талантливо. Вы восхищаетесь и в то же время никак не можете забыть, что вам хочется курить. Наука и техника переживают теперь великое время, для нашего же брата это время рыхлое, кислое, скучное, сами мы кислы и скучны, умеем рождать только гуттаперчевых мальчиков, и не видит этого только Стасов, которому природа дала редкую способность пьянеть даже от помоев <...> Мы пишем жизнь такою, какая она есть, а дальше — нитпрруни ну..." Звучит безжалостным приговором, как не мрачен


« Предыдущая страница | Страница 8 из 24 | Следующая страница »
« Реализм XIX векаРусское искусство на пути от реализма к импрессионизму и символизму »