ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Галерея сайта
 

Галерея картин современной живописи, где можно картину купить, картины художников разных стран

Библиотека живописи художников разных стран: США, Кубы, Австралии, Китая и других. Классика и современность.

Вам могут быть интересны следующие ресурсы:



От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Июнь 1, 2009

 

В искусстве Франции катаклизмы эпохи отражались преимущественно „по касательной", в живописи это сказывалось в заметном увеличении числа батальных и исторических композиций. Но говорить о каком-либо радикальном влиянии политики и общественных настроений на официальное искусство не приходится, а на набирающий силы импрессионизм и подавно. Как относиться к подобному аполитизму? Ставить его в плюс или в минус? Ни то, ни другое? Просто французская эстетика раньше пришла к представлению о том. что в искусстве главное — не прямое отражение общественно-политических событий, а нечто иное, внешне менее заметное, но более важное. России с ее миссионерскими претензиями к искусству такой подход всегда давался с большим трудом. Тогда с каким общим знаменателем подходить к двум столь разнящимся мирам? И как они виделись друг другу?

Вообразим, что даже не в момент возникновения Товарищества передвижников и появления импрессионистов, а позже, уже в 1880-е годы, в России нужно было бы принять такие зарубежные полотна, которые претендовали на новое слово в европейской живописи. Будь они академическими или реалистическими (к тому времени грань между двумя этими формами все больше стиралась), реакция как зрителей, так и местных властителей дум оказалась бы вполне предсказуемой. В ней, пожалуй, звучало бы некоторое удовлетворение: дескать, так и у нас умеют, и даже лучше, уже потому, что к жизни ближе и темы берут более глубокие.

А мимо живописи по-настоящему новой, скажем, тех же импрессионистов, скорее всего, прошли бы, не обратив внимания. Историки искусства не забывают цитировать враждебные отзывы ведущих парижских критиков на первую выставку импрессионистов. Но русская критика и публика к манифестациям „независимых" была готова еще меньше. Что с того, что в петербургском „Вестнике Европы", с подачи Тургенева, печатались „Парижские письма" Золя, где речь шла как раз об импрессионизме? Казалось бы, более свежей и объективной информации в 1876 году нельзя было и желать. Однако „письма", небезразличные Тургеневу, или Репину, только что вернувшемуся из Парижа, читателям солидного либерального журнала „без картинок" говорили слишком мало, да и с иллюстрациями, выполненными в стародавних гравюрных техниках, производили бы не лучшее впечатление.

Для адекватного восприятия не только новой живописи, но живописи вообще понадобились десятилетия, и заслуги их художественного просветительства трудно переоценить. Их деятельность не только приучала публику к современным сюжетам, но и вообще прививала вкус к живописи. Русская публика, как и всякая другая, нуждалась в „шлифовке", без которой невозможно постичь логику формальных приемов, призванных выразить духовную суть картин импрессионистов.
В первую очередь, тут требовалось отринуть идеологемы раннего передвижничества, настойчивое сопереживание народной доли, социальные иллюзии, все, что в начале 1890-х Чехов назвал „чужими лоскутьями, вроде идей 60-х годов"12. Достичь этого было непросто: идеи такого рода, сколь бы ни ветшали, долго оставались дороги русской интеллигенции. Нужно было также, чтобы эта интеллигенция, пусть не вся и со значительным опозданием, пришла к осознанию бесплодия национальной замкнутости и попыталась нащупать нечто более конструктивное, чем бесконечные споры западников и славянофилов о неисповедимо единственном русском пути. Преодолевая как бескрылое правдоподобие, так и литературщину, избавиться от которой в стране, культура которой наделена очень выраженными литературными наклонностями, было особенно сложно, требовалось дойти до понимания исчерпанности основных ресурсов критического реализма.

 


« Предыдущая страница | Страница 7 из 24 | Следующая страница »
« Реализм XIX векаРусское искусство на пути от реализма к импрессионизму и символизму »