ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Галерея сайта
 

Галерея картин современной живописи, где можно картину купить, картины художников разных стран

Библиотека живописи художников разных стран: США, Кубы, Австралии, Китая и других. Классика и современность.

Вам могут быть интересны следующие ресурсы:




От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Июнь 1, 2009

  

 1870-х годов, разница окажется крайне резкой, в особенности в сюжетной сфере, которую и вожди парижского Салона, и передвижники ценили всего выше. Но как раз эту сферу импрессионисты игнорировали. Расхождения видны и в других жанрах. Передвижники не питали склонности к натюрморту, жанру, слишком мало „говорящему", в то время как импрессионисты обращались к нему охотно, хотя и значительно реже, чем к пейзажу. В этой области нередко происходила любопытная перекличка мотивов.

Наиболее известные примеры русской живописи начала 1870-х годов до сих пор украшают школьные хрестоматии. Это подбор социальных и исторических сюжетов, иногда не лишенных иносказательности: „Бурлаки на Волге" Репина (1870-1873), „Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе" Ге (1871), „Апофеоз войны" Верещагина, „Земство обедает" Мясоедова, „Христос в пустыне" Крамского, „Дети, бегущие от грозы" Константина Маковского (1872), „Монастырская трапеза" Перова (1865-1875), „Ремонтные работы на железной дороге" Савицкого (1874). В любой из этих картин, написанных с нажимом на злободневность и зрелищность, поиски формальной новизны минимальны, они были бы здесь просто лишними, зато переживания художников за героев совершенно искренни.

Каталог уже самой первой выставки импрессионистов перечисляет преимущественно пейзажи. Есть несколько портретов. В явном меньшинстве фигурные композиции: сцены балета или скачек у Дега. „Ложа" Ренуара, „Колыбель" и „Прятки" Берты Моризо, „Завтрак" Моне. И никакого повествования, с внутренней интригой и характерами. Большая часть работ напоминает этюды, а незаконченные произведения. Среди почти трехсот картин незаметны какие-либо свидетельства социальных тревог, гражданских или патриотических волнений.

Точки соприкосновения в живописи передвижников и импрессионистов найти непросто. По большей части сталкиваешься с контрастностью взглядов на назначение живописи. В России, например, не писали „завтраков на траве". Не столько потому, что такая форма досуга с питанием тогда еще была мало распространена, сколько потому, что мешала больная совесть русского интеллигента. Тема казалась мелкой и тривиальной. А чтобы затеять на подобный сюжет масштабное полотно чуть не под тридцать квадратных метров, как сделал Клод Моне, такое в России и в голову никому не пришло бы. Справедливости ради можно вспомнить единственный русский „завтрак на траве" — „Охотников на привале" Перова (1871), но это — скорее пример какого-то другого жанра, где ситуация завтрака л ишь удобный предлог для театрализованного анекдота. Другими словами, литература, рассказ были важнее визуального мотива или, по крайней мере, подчиняли его себе.

Закономерно, что в русской живописи купальням „Лягушатника" на Сене, который писали Моне и Ренуар, предпочитали вещи поважнее, и если нужен был водный мотив с фигурами, то персонажам приличнее было оказаться бурлаками. Вместо импрессионистских стогов, переливающихся всеми цветами радуги, близ которых присутствие человека вообще кажется неуместным и нежелательным,— тяжелая поденщина крестьян в поле, а стог в лучшем случае сгодится лишь для фона. Но если „стог" избран в качестве основного мотива, как у Левитана, он служит лишь источником затаенной грусти. Вместо почти праздничного оживления парижского вокзала с дымами, клубами пара, игрой света — настойчиво будничные и социально закрепощенные сцены, для подчеркивания драматизма которых железнодорожный вокзал подходит как нельзя лучше. Арестантский ли вагон стоит или в армию провожают — всякий сюжет хорош, когда народная жизнь неотделима от драматической интонации.

 


« Предыдущая страница | Страница 6 из 24 | Следующая страница »
« Реализм XIX векаРусское искусство на пути от реализма к импрессионизму и символизму »