ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Галерея сайта
 

Галерея картин современной живописи, где можно картину купить, картины художников разных стран

Библиотека живописи художников разных стран: США, Кубы, Австралии, Китая и других. Классика и современность.

Вам могут быть интересны следующие ресурсы:



От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Июнь 1, 2009

 

В живописи оба поля, французское и русское, удаленные друг от друга не только географически, но и идейно, существуют сами по себе. Случаются визиты в Россию заезжей парижской знаменитости, но редко. В1876годуКаролюс-Дюран прибыл в Петербург, чтобы, к неудовольствию здешних живописцев, запечатлеть за сверхвысокий гонорар Надежду Половцову, приемную дочь барона Штиглица, одного из богатейших людей России. Русские ездят в Париж больше и чаще.

С пореформенной поры, в отличие от Николаевского времени, обитателям Российской империи становится значительно легче пересекать границу, результаты чего скажутся уже в 1870-1880-е годы. Характерно, что если прежде наиболее успешные выпускники Академии художеств направлялись в Италию, то теперь все более притягательна Франция. Это связано, несомненно, с общим развитием искусства, со сменой романтической фазы реалистической. В 1862 году пенсионер Академии художеств Перов направлен в Париж, правда, вернулся раньше положенного срока. Через два года туда отправился Верещагин и занимался у Жерома. В 1870-е годы во Франции работают стипендиаты Академии Поленов, Репин, Савицкий, Васнецов. В последующие годы примеров будет еще больше.

Если сама Россия мало привлекала французских художников, то их картины с начала 1860-х годов мало-помалу находили сюда путь. В 1861 году петербургская Академия художеств развернула в своих стенах годичную выставку. Показывались, а заодно и продавались работы не только русские, но и зарубежные, в их числе „Нимфа, застигнутая врасплох" Мане3. Мифологическое оправдание наготы не выручило французского живописца в Петербурге. Картина подверглась самым резким нападкам, в особенности, со стороны Ф. М. Достоевского, которому после сибирской каторги и солдатчины разрешили снова обосноваться в столице. «Ужас, ужас, ужас! — разражался негодованием писатель по поводу „г-на Мане из Парижа".— Последняя картина выставлена, конечно, с намерением, чтобы показать, до какого безобразия может дойти фантазия художника, который написал самую плоскую вещь и дал телу нимфы колорит пятидневного трупа».

Не следует принимать выпад Достоевского лишь за аффект персонального раздражения. Другие критики не были милосерднее. Главная причина заключалась в самом жанре ню, еще долго остававшемся в России подозрительным. Изначально неудобный для православия, он вплоть до Серова и Кустодиева почти и не развивался. Позже советская власть, разделываясь с православием, вместе с тем наследовала от него стойкое отвращение к воспроизведению наготы как занятию, противному поддержанию высокой морали. Во Франции, понятно, на законность этого жанра никто не посягал. Резкие нападки, выпадавшие на долю Мане на парижских выставках, им самим же и спровоцированные то „Олимпией", то „Завтраком на траве", вызывались, конечно, не фактом публичного показа наготы, а отступлениями от общепринятой эстетической нормы. С сегодняшней точки зрения, отступления не очень и радикальные — все же не Олимпии-Венеры Ларионова, исполненные в духе заборной самодеятельности.

Возможно, что Мане послал картину в Петербург, не зная нравов чужой страны, но интереснее другое. Сдвиги в российских вкусах и оградительных нормах все же происходили. В середине XIX века слащавые „купальщицы" Неффа находили клиентуру, но писались они с итальянских моделей, всецело удовлетворяя безликим стандартам „прекрасной наготы". Достоевский вряд ли принял бы их всерьез, но почувствовал себя оскорбленным картиной Мане. Его представления о том, чего ждать от изображений обнаженного женского тела, питались впечатлениями от классического искусства. В той же статье о выставке, прежде чем отчитывать Мане, он писал: „ничего нет на свете
 


« Предыдущая страница | Страница 4 из 24 | Следующая страница »
« Реализм XIX векаРусское искусство на пути от реализма к импрессионизму и символизму »