ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Галерея сайта
 

Галерея картин современной живописи, где можно картину купить, картины художников разных стран

Библиотека живописи художников разных стран: США, Кубы, Австралии, Китая и других. Классика и современность.

Вам могут быть интересны следующие ресурсы:




От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Июнь 1, 2009

 

Ни тот, ни другой не сделал исьмедиумами постоянного мысленного русско-французского диалога, как это произошло с Сезанном. В начале XX века, помещенные в пределах одной московской выставки, сезанновские картины могли оказаться в непосредственной близости от полотен Ларионова и Гончаровой. Тогда важно было ошеломить российских зрителей сногсшибательной новизной приемов и тут же показать, что „наши" не хуже.

Привезенные Щукиным и Морозовым картины Сезанна как нельзя лучше дают почувствовать, почему Мастер из Экса завладел помыслами корифеев авангарда. Не будет преувеличением сказать, что, наряду с Францией, именно в России, как нигде, Сезанн сделался и долго оставался предметом самого истового поклонения. В его искусстве видели рычаг, с помощью которого можно было бы перевернуть целый мир устоявшихся представлений. На меньшее русские художники того времени не хотели соглашаться. Логично, что русский максимализм, политический и идеологический, нередко шел рука об руку с максимализмом художественным. Писать картину ради того лишь, чтобы служила всего только украшением быта,— такое занятие многим русским живописцам казалось делом неадекватным предназначению искусства.

В живописи Сезанна, казалось, не было прямого соответствия национальным традициям России, и настойчивое обращение к ней русских художников, хотя бы отчасти, объяснимо серьезным кризисом, который переживали эти традиции. То был недолгий и редкий в национальной истории период, когда пример пророка не из своего отечества не только манил, но и был воспринят. Если оценивать феномен Сезанна сточки зрения чисто живописных качеств, то сами по себе красота картин и смелость художественных приемов недостаточны для объяснения его высшей авторитетности. Основную причину, по-видимому, следует искать в том, что его искусство интриговало обещанием новой художественной системы, способной раскрыть недоступные прежде тайны творчества и вместить глубочайшие обобщения. В начале XX века старая, школьная система казалась пресной и поверхностной. Картины Сезанна пришли в Москву как нельзя вовремя. Молодые русские живописцы не знали иронической фразы Гогена — „Не нашел ли Сезанн точную формулу творчества, которая пригодится всем?",— но многие готовы были бы повторить эти слова всерьез.

Первая картина Сезанна („Фрукты") появилась в России в 1903 году. Щукин присмотрел этот натюрморт в галерее Дюран-Рюэля, который долго не мог его продать. На следующий год там же он купил „Букет цветов в вазе" и „Масленицу" („Пьеро и Арлекин"), входившие прежде в коллекцию Виктора Шоке, великого французского коллекционера, соратника импрессионистов и близкого друга Сезанна. Среди 32 принадлежавших ему полотен мастера „Масленица" стояла первым номером. Щукин заплатил за нее 4450 франков, что составляло очень высокую цену.

Именно тогда Щукин начал осознавать, что импрессионизм уже не является последним словом французской живописи. Нет, он не разлюбил Моне, Ренуара и Дега, по-прежнему с гордостью показывал их картины многочисленным гостям, но перестал пополнять этот раздел коллекции, уже тогда видя свое предназначение в том, чтобы знакомить русское общество с более актуальными европейскими веяниями. Позже, открыв Матисса и Пикассо и отказавшись от дальнейшего приобретения картин Ван Гога и Гогена, он продолжал „держать глаз" на Сезанне. Последние картины Сезанна, украсившие щукинский особняк, свидетельствовали о его более глубоком и личном подходе к живописи. Он выбирал картины более суровые, где персонажи („Мужчина, курящий трубку", „Дама в голубом") не просто позируют, а как будто навсегда погрузились в себя, сделавшись „мыслящей природой".

 


« Предыдущая страница | Страница 12 из 24 | Следующая страница »
« Реализм XIX векаРусское искусство на пути от реализма к импрессионизму и символизму »