ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Галерея сайта
 

Галерея картин современной живописи, где можно картину купить, картины художников разных стран

Библиотека живописи художников разных стран: США, Кубы, Австралии, Китая и других. Классика и современность.

Вам могут быть интересны следующие ресурсы:

Смотрите подробности: снять номер в гостинице петербурга на сайте.


От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Июнь 1, 2009

поддержку и тем самым противостоять как авторитету старших передвижников, так и инвективам Толстого и Стасова.
Новое российское собирательство началось в 1898 году с появления в московских коллекциях картин Клода Моне. Правда, на первых порах лишь „Дама в саду" этого мастера, включенная в экспозицию Музея Петра Ивановича Щукина22, сделалась доступной широкой публике. Полотна же, привезенные из Парижа Сергеем Ивановичем, поначалу были известны преимущественно художникам, которых в его доме всегда радушно принимали, но через несколько лет — и публике.

Если не считать самых ранних шагов, когда Щукин еще коллекционировал полотна передвижников, которые затем продал и никогда о них не вспоминал, его собирательскую деятельность принято делить на три этапа. Первый начался с открытия импрессионизма, ставшего подлинным прозрением. Затем, к 1903-1904 годам влечения Щукина сместились к Сезанну, Ван Гогу и Гогену, а последний период (1910-1914) связан с именами Матисса, Дерена и Пикассо. Собирательская работа шла волнами, и, привозя в Москву французские картины, Щукин хотел, чтобы они служили бродильным ферментом для развития русского искусства. Одновременно, не дожидаясь эффекта полного воздействия, он шел вперед, уже увлеченный живописью более радикальной. Ему всегда важно было оставаться активным участником художественного процесса.

Недовольство московской публики не способно было остановить собирателя. В 1914 году, когда еще не стерлись воспоминания о начальной поре формирования щукинской коллекции, Я. А. Тугендхольд писал: „Первые привезенные Щукиным пейзажи Моне так же возмущали, как ныне Пикассо: недаром одна картина Моне исчерчена была протестующим карандашом одного из щукинских гостей. Эпизод, рассказанный Тугендхольдом, произошел не раньше 1908 года. Стало быть, косность многих зрителей преодолевалась медленно.

Михаил Морозов (1870-1903) не менее быстро смещался от импрессионизма к Ван Гогу, Гогену, наби и другим живописцам следующей формации. Его ранняя смерть устранила с российской арены единственного человека, способного конкурировать со Щукиным. Однако соперник все же появился. Им стал один из текстильных королей России младший брат Михаила Иван Морозов (1871-1921), продолживший его дело. Французские полотна он приобретал наряду с русскими. В этом отношении братья Морозовы отличались от С. И. Щукина, раз и навсегда отвернувшегося от покупки русских картин.

Тщательно обдумывая построение своей коллекции, Иван Морозов не жалел денег: „русский, который не торгуется", говорил Воллар. За короткое время он раздобыл немало уникумов, таких как монжеронские полотна Моне и его „Бульвар Капуцинок". Идя по стопам Щукина, Морозов поместил картины Моне, Сислея. Писсарро всамом светлом зале своего особняка на Пречистенке. Дальше он нацеливался на следующие этапы эволюции новой живописи. Оба, особенно Щукин, хотели участвовать в творческом движении, а потому их интересы неуклонно смещались, от Моне и Дега к Гогену, Ван Гогу и Сезанну, и далее — к XX веку.

В сознании и собирателей, и зачинателей „левого" российского искусства рядом с „предвестниками", импрессионистами, рано встали Ван Гог, Гоген и Сезанн, образовавшие особую, почти религиозно почитаемую триаду не то „освободителей" (по слову П. П. Кончаловского), не то великомучеников. Их творческие методы и предпочтения, их жадно подхватываемые слова и выражения находили у первых русских авангардистов благодарный отклик. Однако заимствования приемов Ван Гога или Гогена было хоть и активным, но недолгим.
 


« Предыдущая страница | Страница 11 из 24 | Следующая страница »
« Реализм XIX векаРусское искусство на пути от реализма к импрессионизму и символизму »