ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Галерея сайта
 

Галерея картин современной живописи, где можно картину купить, картины художников разных стран

Библиотека живописи художников разных стран: США, Кубы, Австралии, Китая и других. Классика и современность.

Вам могут быть интересны следующие ресурсы:



От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Июнь 1, 2009

Беда, однако, состояла в том, что светочи русской литературы — А. И. Герцен, И. А. Гончаров, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. Г. Короленко — оставались обезоруживающе нечувствительны к живописи, даже отечественной, а уж о зарубежной и говорить нечего.

В 1897 году громко прозвучал трактат Льва Толстого „Что такое искусство?". Многие общие положения этого эстетического кредо писателя и сегодня не потеряли значения, но не те характеристики писателей, художников и музыкантов, чье творчество он отнес к фальшивым подделкам под искусство. „Люди нашего времени и общества восхищаются Бодлерами, Верленами, Мореасами, Ибсенами, Метерлинками в поэзии, Моне, Мане, Пюви-де-Шаваннами, Берн-Джонсами, Штуками, Беклинами в живописи, Вагнерами, Листами, Рихардами-Штраусами в музыке и т. п., и не способны уже понимать ни самого высокого, ни самого простого искусства".

Отвращение к импрессионизму Толстой подкрепил выпиской из дневника некоего любителя живописи, побывавшего в 1894 году на парижских выставках. «Был сегодня на трех выставках: символистов, импрессионистов и неоимпрессионистов. Добросовестно и старательно смотрел на картины, но опять то же недоумение и под конец возмущение. Первая выставка Camille Pissarro самая еще понятная, хотя рисунка нет, содержания нет и колорит самый невероятный. Рисунок так неопределенен, что иногда не поймешь, куда повернута рука или голова. Содержание большей частью „effete": Effetde brouillard, Effet du soir, Soleii couchant. В колорите преобладает ярко-синяя и ярко-зеленая краска. И в каждой картине свой основной тон, которым вся картина как бы обрызгана <...> В той же галерее „Durand Ruel" другие картины Puvis de Chavannes, Manet, Monet, Renoir, Sisley,— это все импрессионисты. Один — не разобрал имени — что-то похожее на Redon — написал синее лицо в профиль. Во всем лице только и есть этот синий тон с белилами...».

Могло ли русское общество не считаться с авторитетом Льва Толстого, тем более что его подход к искусству, при всем малом умении понимать живопись, был мотивирован христианскими прерогативами? Пусть официально писатель был предан анафеме, но его проповедь добра и моральной пользы обществу, безусловно, импонировала. Помимо того, оно находило адекватного глашатая своих предпочтений в лице Стасова, наиболее напористого музыкального и художественного критика эпохи, который так писал о полотнах импрессионистов, попавших в Люксембургский музей: «По части колорита и краски отличались даже многие этюды декадентов, у которых ум почти всегда так короток, а картины так бесцельны и глупы, но заслуги по части колорита не лишены значения. Они только и способны давать, что „этюды". До „сюжетов" они еще не докарабкались, да и слава Богу!".

Уже по цитатам такого рода легко представить, сколь мощное противодействие приходил ось преодолевать склонявшимся к импрессионизму и любителям новой живописи, и молодым живописцам, таким как Константин Коровин: он в то время давал уроки художества будущим собирателям мальчикам Морозовым.

Их было совсем мало, этих собирателей: братья Морозовы и братья Щукины, а для коллекционирования судьба отсчитала им недолгое время: Михаилу Морозову — около пяти лет, его младшему брату Ивану — чуть больше десяти, Сергею Щукину — немногим больше пятнадцати. Первое место среди них по праву принадлежит московскому предпринимателю, импортеру тканей Сергею Ивановичу Щукину (1855-1936). Щукин и Морозовы еще до открытия ими Моне, Писсарро, Ренуара, Дега установили контакты с молодыми московскими живописцами, Коровиным, Серовым. Левитаном, Пастернаком, выступавшими за большую свободу живописи. Собиратели вполне могли рассчитывать на их


 


« Предыдущая страница | Страница 10 из 24 | Следующая страница »
« Реализм XIX векаРусское искусство на пути от реализма к импрессионизму и символизму »