ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Галерея сайта
 

Галерея картин современной живописи, где можно картину купить, картины художников разных стран

Библиотека живописи художников разных стран: США, Кубы, Австралии, Китая и других. Классика и современность.

Вам могут быть интересны следующие ресурсы:



От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Июнь 1, 2009

Россия и Франция - скрещение путей в живописи

В августе 1834 года в Санкт-Петербург прибыл, наконец, „Последний день Помпеи". Слухи о нем уже доходили до столицы — теперь предстояла выставка в Эрмитаже1. Картине шумно радовались. Да и кто из российских живописцев мог бы прежде похвастаться таким размахом и ослепительной эффектностью? Автор картины Карл Брюллов, сын французских эмигрантов, родившийся и обучавшийся в Петербурге, несколько лет трудился над своей махиной в Риме. Любители стекались к его мастерской, а сам сэр Вальтер Скотт объявил „Помпею" не картиной, а эпосом. Громкая репутация подвигла художника до появления в Петербурге показать свой „эпос" в ежегодном парижском Салоне.

Веками европейские художественные произведения передвигались в направлении с запада на восток, всего интенсивнее — в екатерининскую эпоху, когда профранцузский вектор российской светской жизни и культурной моды обозначился с наибольшей силой. Движением в обратном направлении Россия представляла Западу первое свидетельство своих достижений. Париж удостоил картину большой золотой медали, хотя успех был меньшим, чем в Италии, а, тем более, в России. На ошеломительные эффекты Брюллова французские критики реагировали сдержаннее, находя в них печать „театральной манеры": им она давно была не в новинку.

Картина Брюллова еще долго почиталась наиболее памятной вехой русской живописи. В момент столетия со дня рождения Брюллова, в 1899 году, Репин и Владимир Маковский славили ее, выступая не только от Академии художеств, но и от Товарищества передвижных выставок, которое, по иронии судьбы, и возникло-то в борьбе с академизмом. Выходило, что идеализм и реализм, еще недавно враждебные, теперь вполне ужились друг с другом. Но удивляться не стоит. В России, как и в Западной Европе, реализм мельчал, а его вожди не поспевали за ускорившимся темпом художественного развития.

Четырьмя десятилетиями раньше И. С. Тургенев писал П. В. Анненкову из Рима: "Я здесь имел страшные „при" с художниками. Представьте, все они (почти без исключения — я, разумеется, не говорю об Иванове), как за язык повешенные, бессмысленно лепечут одно имя: Брюллов, а остальных живописцев, начиная с Рафаэля, не обинуясь, называют дураками <...> Я объявил им, наконец, что художество у нас начнется только тогда, когда Брюллов будет убит, как был убит Марлинский»

Отзвуки борьбы академизма и реализма, начавшейся раньше во Франции, доносились и до России, но в обеих странах подобные антагонизмы возникали на собственной почве. Проницательный Анненков, друг Гоголя, переписывавший под его диктовку первый том „Мертвых душ", человек, много путешествовавший по Европе, подмечал особенности „новой французской школы" еще в обзоре Салона 1847 года: „Многие из предводителей ее или не прислали картин, или были бесчестно высланы приемщиками (jury), состоящими, как известно, из академиков. Декамп, Руссо, Каба не удостоились попасть на выставку; но и те, которые попали туда, как, например: Делакруа, Кутюр, Коро, Диаз, хорошо выражают направление этой школы и сильное развитие ее в последнее время. На них-то обрушились отчаянные приговоры людей, считающих подобные явления последними признаками падения искусства; их-то встретили восторженные поздравления других, видящих здесь вместо падения зарю нового и истинного развития его" 4.

Русский реализм еще не набрался сил, чтобы выработать иммунитет к схемам академизма, а Анненков уже находил пример движения в нужном направлении именно в современной живописи Франции. „Это единственное искусство в Европе, говорящее прямо от себя, без подсказов со стороны какого-нибудь направления, принятого академией или важным лицом. Оно одно только откровенно, оно


Страница 1 из 24 | Следующая страница »
« Реализм XIX векаРусское искусство на пути от реализма к импрессионизму и символизму »