ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Галерея сайта
 

Галерея картин современной живописи, где можно картину купить, картины художников разных стран

Библиотека живописи художников разных стран: США, Кубы, Австралии, Китая и других. Классика и современность.

Вам могут быть интересны следующие ресурсы:

http://bezopasnosti.ru/ обслуживание систем пожарной сигнализации.
От: Волков Олег


Опубликовано: Декабрь 10, 2007

Основные направления в европейской живописи

При оценке развития живописи все настойчивее попадает на передний план смысловое влияние искусства неевропейских стран, по большей части так называемых естественных народов. Однако его влияние проявилось в живописи в виду исторических и общественных причин лишь вскользь. Мне кажется, что для большего понимания генезиса живописи достаточно будет вкратце заняться историей развития европейского искусства и живописи. Развитие искусства и живописи в Европе вращалось в определенных ступенях, которые называются изобразительными жанрами, направлениями или стилями.

Под изобразительным стилем понимается единство использованных формальных знаков и приемов изобразительного искусства, свойственных историческому периоду или определенной территории. Стиль проявляется во взгляде мастеров на жизнь и в использовании аналогичных художественных изобразительных средств и приемов всех или некоторых областей искусства. Эти периоды, часто пересекающиеся во времени, мы делим на большие или исторические стили, включающие по сути все виды искусства (архитектура, живопись, скульптура, декоративное искусство) и небольшие стили, касающиеся в основном только одного художественного вида, в нашем случае - живописи. Изобразительный стиль иногда имеет и более узкое содержание. Под ним понимается единство изобразительных знаков определенной группы художников или лишь одного художника.

Почти вся история искусства - это борьба и одновременно взаимное дополнение двух основных тенденций. С одной стороны - это рациональный взгляд на мир и стремление проникнуть в сущность явлений, проявляющихся в искусстве стремлением к точности, существенности и объективному подходу к изображаемой действительности. С другой стороны преобладает интуиция, чувствительность, психика художника, представляемая, главным образом, экспрессионистическим и сюрреалистическим направлениями в живописи.

 

рис. 1. В. Крайцова: Двое. Холст, масло. 54 х 65 см, 1968 г.

рис. 1. В. Крайцова: Двое. Холст, масло. 54 х 65 см, 1968 г.

 

Живопись новой эпохи в Европе обычно делится на два или три периода:

а) классическая (также историческая, традиционная и т. п.). Она включает в себя период с XI века, начиная с романского искусства, готики, ренессанса, барокко и кончая импрессионизмом как вершиной реализма XIX века, приблизительно во второй половине XIX века.

б) модернистское искусство (модернизм). Период модернизма обозначается по-разному, например, под ним понимается искусство XX века. Однако чаще начало модернизма относят к появлению в 70-ых годах XIX века произведений постимпрессионистов (поимпрессионистов) Сезанна, Ван Гога и Гогена.

Несметное, и до настоящего времени трудно классифицируемое количество направлений и стилей в живописи приблизительно с 1980 года, иногда называется, может быть преждевременно и с небольшим преувеличением для времени, в котором мы живем, постмодернистской живописью - постмодернизмом). Постмодернистские корни исходят из абстрактной живописи, абсолютной автономии картины и отсутствия сюжета. Большое количество красок и форм в картинах больших форматов трудны для восприятия простого зрителя. Композиция, мастерство исполнения и доступность формы не являются главными. Картины слишком экспрессивны, с нескрываемым стремлением заинтересовать зрителя любой ценой. Доминирует витальность, напористость и воображение, с другой стороны, есть произведения, преувеличивающие формальные элементы или технические достижения. Все дозволено, главным является общее впечатление от законченного художественного произведения.

Классификацию развития живописи, являющуюся относительно сложной и дилетанту часто неясной, я попытался упростить для более легкой ориентации. В таблицах и обзоре мною указывается классификация стилей классической и современной живописи. Если это возможно, то на иллюстрациях с одним сюжетом (две фигуры и архитектура) я наглядно покажу, хотя бы в слишком простой и общей форме, черты, характерные для отдельных стилей.

 

 

 

 

М. Галанда: Две обнаженные натуры. Рисунок карандашом, бумага из этюдника, 12 х 16,5 см, 1930-е годы

Рис. 2. М. Галанда: Две обнаженные натуры. Рисунок карандашом, бумага из этюдника, 12 х 16,5 см, 1930-е годы

 

Романский стиль

XI-XIII века. Плоскостность, упрощенность, выразительные очертания. Видимое византийское влияние. Самым частым мотивом является Христос как самодержец и судья. Строгий, отдаленный природе язык форм. Настенная живопись и лицевая рукопись. Основой художественного творчества является цветной рисунок.

 

 

 

Романский стиль

 

 

Рис. 3. Романский стиль

Готический стиль

 

Готический стиль

Рис. 4. Готический стиль

 

XII век и середина XVI века. Статические фигуры, картина в целом производит впечатление плоскости, цветовая символика. Картины переполнены системой религиозных символов. Сюжетом служат христианские легенды о Деве Марии и библейские истории. Настенная живопись и книжная миниатюра, иконопись (живопись на деревянных досках), витражи.

 

Ренессанс

 

Ренессанс

 

 

Рис. 5. Ренессанс

 

XIV-XVI века. Глубина простора, полные объемы, перспектива. Возврат к природе и человеку, понимание красоты как гармонии. В качестве сюжета служит человек, античные мифы, обнаженная натура, пейзаж. Культ красоты и гармонии. Фрески и картины на стенах.

Барокко и рококо

Барокко и рококо

Рис. 6. Барокко и рококо

 

Конец XVI и середина XVIII веков. Движение, действие, драматизм, насыщенные цвета, свет, но и светотень, монументальность и сложная композиция. В рококо - пастельная колоритность. Сюжетом являются жанровые сцены из Библии и мифологии, а также природа и натюрморт.

 

Классицизм

 

Классицизм

Рис. 7. Классицизм

 

Конец XVII и начало XIX веков. Рисунок подавляет цвет, моделировка светом, точная композиция. Холодная и строгая живопись. Сюжет обращается, в первую очередь, к античности и Древнему Риму, неестественные сцены из жизни, портреты. Составной частью стиля являются ампир и бидермейер.

 

Романтизм

 

Романтизм

Рис 8 Романтизм

 

Конец XVIII и середина XIX веков, у нас до конца века. Живой колорит, более свободная композиция, непосредственное изображение действительности. Идеализирование и поэтичность страны, служащие противовесом недостаткам цивилизации. Сюжет изображает страсти, чувства, идеализированное действие. Изображаемое художником наполнено пафосом и возбуждением.

Реализм XIX века

 

Реализм XIX века

Рис. 9. Реализм XIX века

Вторая половина XIX века. Живопись изображает каждодневную реальную действительность.

Простая композиция, землистые цвета. В качестве сюжета служит страна, труд, простая жизнь. Распознаем критический реализм, романтический реализм.

 

Модерн

 

Модерн

Рис. 10. Модерн

 

Конец XIX и начало XX веков. Характерная стилизация элементов растений, декоративность, мягкие линии, колорит, основанный на гармонии холодных тонов. Сюжеты из культуры и природы со склонностью к таинственному. Более темная и неприятная пестрость.

Импрессионизм

Импрессионизм

Рис. 11. Импрессионизм

 

Конец XIX века. Живопись мгновения, впечатление для глаз. Трепещащий от солнца и воздуха цвет. Яркие тона основных красок, устраненный набросок. Сюжетом является страна и картины из жизни человека. Непосредственная работа художника на пленэре, а не в ателье. Использование техники алла прима.

Очевидно сложность общественного развития XX столетия, научно-техническая революция и сопровождающие ее признаки, способствовали тому, что другие большие стили после модерна уже не появились. Постепенно живопись становится самостоятельной, освобождаясь от исторического членения стилей, и развивается в своем собственном направлении. Историческое развитие классической живописи (исторических стилей) импрессионисты закончили своим субъективным пониманием реализма.

В обычном творчестве художников, в отличие от галерей и художественной литературы, мы очень редко можем встретиться с характерными картинами определенного стиля. Речь идет о комбинации, влиянии на художника какого-либо из стилей и т. п. Для картины важно ее качество, а не то, написана ли она художником в определенном изобразительном стиле. Изобразительные стили станут историей, а хорошая картина будет всегда живой.


 

Читайте продолжение - Модернизм в изобразительном искусстве >>

Источники: (2)

перейти: Список литературы




Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.
« Французское искусство XVII векаМОДЕРНИЗМ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ »