ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Галерея сайта
 

Галерея картин современной живописи, где можно картину купить, картины художников разных стран

Библиотека живописи художников разных стран: США, Кубы, Австралии, Китая и других. Классика и современность.

Вам могут быть интересны следующие ресурсы:


Опубликовано: Январь 13, 2018

Женские портреты начала 19 века - Мари Луиза Элизабет Виже Лебрён

Мари Элизабет Луизу Виже-Лебрен (1755-1842), придворную художницу французской императрицы Марии-Антуанетты, называли «художником красоты и ее воплощением». Во времена, когда женщин-художниц не признавала Академия художеств и открыто презирали коллеги-мужчины, хрупкая дама не только добилась успеха, но заработала своими картинами состояние.


юбьт (416x500, 128Kb)

 

У подножия трона


С раннего детства дочь не слишком известного художника Луи Виже мечтала с помощью красок создать собственный мир гармонии и красоты. Отец умер, когда Луиза была подростком. Мать вскоре вышла замуж вторично, предоставив ей учиться живописи с тем, чтобы дочь могла сама зарабатывать.

К 15 годам юная художница уже имела круг заказчиков из высшего общества, но ей хотелось большего. Ключом к Версалю стал ее брак с торговцем произведениями искусства Жаном Батистом Лебреном. Честолюбивая девушка трезво просчитала все выгоды этого союза и не ошиблась: муж употребил свои связи, чтобы Луизу пригласили ко двору - писать портрет королевы. «Мария-Антуанетта была высока ростом и великолепно сложена, будучи несколько полноватой, но не чрезмерно», — напишет Луиза о венценосной модели.


7 (700x900, 86Kb)

Портрет Марии Антуанетты
1783


Портреты королевы Марии-Антуанетты (их около 30) писались для парадных залов и для приватных комнат, в более естественных позах, часто с детьми, играющими рядом. По ним можно изучать моды. Кринолины и фижмы сменяются свободными платьями для прогулок в Трианоне, а перья и драгоценности в волосах заменены игривой соломенной шляпкой.

Во время сеансов молодые женщины беседовали и нашли в своих судьбах много сходного: одногодки, обе не слишком счастливы в браке и стремятся к красоте во всех ее проявлениях. Зарождавшуюся дружбу укрепили разговоры о нарядах, шляпках и украшениях во время совместных прогулок по окрестностям Парижа.

За первым заказом немедленно последовал второй, потом - третий. Этому способствовало и основное правило Виже-Лебрен - молчать обо всем, что она видела или слышала во дворце.

98-4 (700x900, 60Kb)

Автопортрет с дочерью

В негласной борьбе с конкурентами Луиза сделала своим оружием «комплекс услуг»: художница причесывала заказчиц и придумывала фасоны нарядов, которые лично кроила. Постепенно она сделалась законодательницей моды. Свободные платья, в которых они
разгуливали с королевой по Трианону, отказавшись от кринолинов и фижм, и соломенные шляпки, вытеснившие перья и драгоценности в волосах, немедленно копировались модницами. «Моя прическа мне ничего не стоила, - писала она в одном из писем, - я сама устраивала свои волосы, украшая их обыкновенно муслиновым платком...». Именно мадам Виже-Лебрен мы обязаны непреходящей модой на матросский костюм в детском и женском гардеробах.

98-9 (700x895, 52Kb)

Мадам Перрежо. 1789

Способствовали растущей популярности и экстрасенсорные способности художницы: «Я редко ошибалась в своих предсказаниях» глядя на выражение лиц своих визави». Стало легендой, как по тусклому левому глазу короля Польши она предсказала его близкую смерть.
65588257_vigeee26uv (698x556, 98Kb)

Маркиза Пеже и маркиза Руа с двумя детьми
Вашингтон Национальная галерея


Своя среди чужих.

Вопреки сопротивлению главы Королевской академии живописи и архитектуры, по личному распоряжению короля мадам Виже-Лебрен стала членом этого почтенного учреждения. Потерпев поражение в попытках доказать бездарностьхудожницы, недоброжелате­ли взялись чернить ее репутацию. Они распускали слухи о многочисленных лю­бовниках красавицы, одним из которых якобы был министр финансов Калонн, дававший ей десятки тысяч франков из королевской казны только на знаменитые «греческие вечера», которые она устраивала. Кроме того, ученые мужи нанимали всякий сброд, чтобы забрасывать нечистотами новый дом художницы. А в 1787 году в Салоне Лувра отказались выставить написанный ею портрет Марии-Антуанетты.

4d5f698dca3c (700x790, 58Kb)

Chateau de Versailles, Versailles, France.
Портрет Марии-Антуанетты Лотарингской-Габсбургской, эрцгерцогини Австрийской, королевы Франции.


Луиза понимала: она - подруга ненавидимой народом австриячки, агрессия толпы растет, и взрыв неизбежен.
Портрет фаворитки французского короля Людовика XV мадам дю Барри она писала летом 1789 года под грохот пушек. В ночь с 5 на 6 октября 1789 года, когда королевскую семью принудительно вернули в Париж, художница сочла во благо дочери-подростка Жанны-Жюли покинуть столицу. Вместе с гувернанткой они переоделись работницами и отправились в изгнание.
Madame_Dubarry1 (700x939, 41Kb)

Мадам Дюбарри

Шесть «русских» лет

Все ужасы Французской революции, как это ни парадоксально звучит, принесли Виже-Лебрен еще большую славу. Ее как близкую подругу мученицы-королевы Марии-Антуанетты с почетом принимали европейские монархи.

Екатерина II, люто ненавидевшая якобинцев, оказывала любезный прием изгнанникам и, в числе других, пригласила Виже-Лебрен к своему двору, куда Луиза и прибыла 25 июля 1795 года.

Во время аудиенции художница отметила чрезмерную полноту императрицы, «но еще красивое лицо, обрамленное седыми волосами, придававшими ее облику совершенство». Государыня предложила изгнаннице поселиться в Царском Селе, однако апартаменты во дворце не выделила. В чем Луиза справедливо усматривала придворные интриги.

default (700x870, 93Kb)

Эрмитаж: Виже-Лебрен, Элизабет-Луиз - Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны

В воспоминаниях о последнем фаворите императрицы она напишет: «Зубов меня не любил». Луиза не переносила, когда во время работы к ней приходили гости, желавшие взглянуть на ее картины, поэтому она установила приемные часы. Ловкий царедворец туг же нажаловался императрице - мол, у госпожи Лебрен тоже свой двор, она, подобно своей покровительнице, дает аудиенции.

 


3 (694x940, 47Kb)

«Портрет графини Екатерины Скавронской»
1790

ук (700x698, 161Kb)


Эрмитаж: Виже-Лебрен, Элизабет-Луиз - Портрет дочерей императора Павла I

Престарелая императрица не принимала свежие веяния в моде и не на шутку рассердилась, когда на один из балов супруга ее внука Александра, великая княгиня Елизавета, явилась в платье, больше похожем на ночную сорочку, фасон которого сочинила француженка. Это не помешало великой княгине заказать еще несколько своих портретов и... попросить о новых моделях нарядов.

«Не смею...»

Луиза получила звание почетного вольного общника Императорской Академии художеств и множество заказов от царской семьи и знати. За каждый портрет (из более чем 50 написанных ею в России) художница запросила около четырех тысяч рублей, что было по тем временам невероятно огромной суммой.

0шк (700x877, 118Kb)

Эрмитаж: Виже-Лебрен, Элизабет-Луиз - Портрет графини Анны Сергеевны Строгановой с сыном


Приехав в Москву в октябре 1800 года, прагматичная дама пожаловалась графине Екатерине Строгановой на проблемы с жильем, и графиня сразу же ответила, что у нее есть прелестный и никем не занятый дом, в котором она и попросила свою гостью остановиться. В качестве благодарности (и сэкономив приличные деньги!) художница написала портрет дочери Строгановой.
02 (700x930, 190Kb)

Императрица Мария Федоровна.

Пребывание Луизы в России совпало с огромными историческими переменами: эпоха Екатерины II сменилась павловской, а затем и александровской. Ее глаз профессионала отмечал в новом императоре: «Павел был чрезвычайно уродлив. Плоский нос и очень большой рот с очень длинными зубами делали его похожим на голову смерти».

98-7 (700x920, 115Kb)

Портрет графини Варвары Головиной. 1798


Есть легенда, что художница не справилась с поручением государя нарисовать панораму Москвы с высоты Воробьевых гор. Якобы час она простояла в молчании, затем бросила палитру и мелодраматически произнесла: «Не смею.:.».

пе (700x880, 72Kb)


Эрмитаж: Виже-Лебрен, Элизабет-Луиз - Женский портрет


В Москве же она узнала страшные подробности гибели Павла I и заметила: «Я твердо убеждена, что Александр ничего не знал о попытке покушения на жизнь отца».

 

В светских салонах ее принимали как желанную гостью. Графиня Варвара Головина писала: «Эта прелестная женщина блещет остроумием и различными талантами». Однако теплый прием не помешал иностранке рассказывать позже, что придворные русские дамы оставляют драгоценности на подоконниках распахнутых окон дворцов в полной уверенности, что от воров их оберегают Николай-угодник и Дева Мария. О жизни же простых людей мадам Виже-Лебрен не знала практически ничего. По ее наблюдениям, здесь «никогда не увидишь пьяного». И с чистой совестью утверждала: русский народ трудолюбив, не ворует и мягок нравом, а также русские «проворны, умны, познают ремесла чрезвычайно легко, многие даже добиваются успехов в искусствах».

Прижизненный классик

Луизу все сильнее беспокоили семейные проблемы. Подросшая дочь против воли матери вышла замуж за Гаэтана Бернара Нигриса - всего лишь секретаря директора Российских императорских театров. В знак протеста художница уехала из страны.

9 (695x920, 54Kb)

Портрет брата Этьена

За годы, проведенные в России, Виже-Лебрен стала настолько популярна, что сам Александр Пушкин упомянул о ней в «Пиковой даме» - в спальне старой графини Гёрманн видит «два портрета, писанные в Париже m-me Lebrun. Один из них изображал мужчину лет сорока, румяного и полного, в светло-зеленом мундире и со звездою, другой - молодую красавицу с орлиным носом, с зачесанными висками и с розою в пудреных волосах».

 


1cfc34a64fad (695x910, 72Kb)

Портрет дочери Жюли

К началу 1830-х годов Луиза отходит от живописи и погружается в мир прошлого, создавая мемуары. Не доверяя будущим биографам, она составила список собственных работ и включила туда 662 портрета, 15 картин исторического и аллегорического содержания и около 200 пейзажей. «Все, что я пережила, убеждает меня в том, что мое единственное счастье заключено в живописи», - подытожит Луиза Виже-Лебрен свою долгую жизнь.

Элла ФУРМАНСКАЯ

источник
 
рнг (700x820, 108Kb)

Эрмитаж: Виже-Лебрен, Элизабет-Луиз - Автопортрет


ьт (700x980, 70Kb)

Эрмитаж: Виже-Лебрен, Элизабет-Луиз - Портрет Анны Питт в виде Гебы


13 (700x980, 71Kb)

Портрет маркизы Габриэллы Ролан


8 (700x890, 62Kb)

Уффици, Флоренция Виже-Лебрен Мари-Луиза-Элизабет.
«Автопортрет»1790


98-2 (700x970, 57Kb)

Автопортрет в соломенной шляпе. 1782


98-14 (700x910, 64Kb)

Портрет графини де ла Шатр. 1789

 

теги: женские платья 1800 годов, женский портрет начала 19 века

Ещё: Портрет

современный женский портрет, шедевры портретного жанра прошлых веков


От: Nika






Скрыть комментарии (1)

Сон-трава
Активность: 359
Январь 18, 2018


Необыкновенная женщина невероятной судьбы. Очен интересная связь с Росиией. Удивило, что Мария Антуанетта по мнению художницы полновата. Все мои понятия о моде на женские фигуры прошлого перевернулись!

1



Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы


----------------------------

« Портреты пожилых людей Кристиана Хаузера (Германия)Картины - свадьба с невестой в живописи »