ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Копии картин
 

Иппический жанр

картина лошадь

[ подбор картин по всему миру, копии картин ]

Опубликовано: Апрель 22, 2017

Этно-музей культурная Деревня. Дамаи. Штат Саравак. Малайзия.

 

Этно-музей культурная Деревня. Дамаи. Штат Саравак. Малайзия.

 

Итальянский натуралист и путешественник Одоардо Беккари, открывший самый большой в мире цветок Amorphophallus titanum, описал в своей книге «Странствования по великим лесам Борнео» личные впечатления от богатейшей природы джунглей этого острова, зачаровывающей многообразием и вечным дыханием неиссякаемой силы жизни. Он, в исполненных эмоций словах, рассказывает нам о том, что «леса Борнео меняют свой облик ежечасно, и в зависимости от времени суток, и в разный сезон года он настолько разнится, что это даже не поддаётся никакому описанию, и тем более невозможно представить это тем, кто никогда там не был. Бесконечно и постоянно изменяются черты джунглей, и тех сокровищ, что они таят. Их красоты столь же неистощимы, как виды даруемых ими плодов. Только в джунглях человек ощущает себя совершенно свободным. Чем дольше человек странствует в джунглях, тем сильнее возрастает в нем чувство глубокого благоговения перед природой в одном из её величайших аспектов. Чем больше человек изучает джунгли, тем  больше он находит  неизученного. Его таинственные тени священны для преданных Науке. Ещё они дают неиссякаемую пищу для ума верующих, и не в меньшей степени для философов. И, надо добавить, для суеверных уроженцев этих мест, для которых джунгли кишат приведениями и духами»...

Этно-музей культурная Деревня. Дамаи. Штат Саравак. Малайзия.

 

Вход на территорию культурной деревни.

Посещая «Культурную Деревню» Дамаи каждый турист может ощутить себя первооткрывателем, отважным путешественником, отправившимся на поиски неведомых народов в чащу джунглей острова Борнео. Несмотря на то, что территория культурной деревни всегда многолюдна, здесь не создаётся толпы, чему помогают аллеи с богатейшей тропической растительностью, атмосфера покоя и гармонии с окружающей величественной природой. По-сути, это огромный сад и этнографический музей под открытым небом с макетами традиционных жилищ в натуральную величину и с возможностью пообщаться с представителями коренных народов, попробовать блюда национальной кухни и примерить красочные народные костюмы. Дома традиционных народов расположены по берегам небольшого пруда, в водах которого отражается грандиозная поросшая густым тропическим лесом гора Сатумбонг. Первопроходцы когда-то впервые увидели эту гору на горизонте и причалили к диким берегам, где и обосновались впоследствии.

 

 

Этно-музей культурная Деревня. Дамаи. Штат Саравак. Малайзия.

 

 

Места эти были богаты многообразием лекарственных трав и фруктовых деревьев, рыбой и дичью. Однако, суровые условия борьбы за выживания на этих землях сформировали особое отношения местных жителей к окружающему миру и к друг другу, в давние времена возник обычай «охоты за головами», который просуществовал вплоть до начала XX века, а сейчас служит источником многих правдоподобных и вымышленных историй, леденящих души туристов со всего света, приезжающих в Саравак.

 

Этно-музей культурная Деревня. Дамаи. Штат Саравак. Малайзия.

 

Вид на дом племени меланау и на гору Сатумбонг

Этно-музей культурная Деревня. Дамаи. Штат Саравак. Малайзия.

 

Павильон в форме дома народности бидайю.

Дома народности бидайю имеют четырехгранную крышу, крытую гонтами из пальмовых листьев. Современные архитекторы создали ресторан на территории комплекса культурной деревни, вдохновившись формами традиционной архитектуры народности бидайю.

Этно-музей культурная Деревня. Дамаи. Штат Саравак. Малайзия.

 

Ритуальный танец воина народности Ибан.

Музейный комплекс имеет не только просветительную, но и развлекательную функцию, поэтому каждый день на сцене театра можно увидеть представление национальных танцев, узнать, как выглядят национальные костюмы, услышать традиционную музыку - музей, таким образом, представляет собой целый синтез искусств, воссоздающий картину Мира народов, обитающих на территории острова Борнео.

Этно-музей культурная Деревня. Дамаи. Штат Саравак. Малайзия.

 

Танец и презентация национальных костюмов народности ибан и меланау.

Этно-музей культурная Деревня. Дамаи. Штат Саравак. Малайзия.

 

Дом и магазин китайцев, живущих в штате Саравак.

Китайцы селились на острове Борнео с незапамятных времён, об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки на острове - некоторые китайские монеты и керамика датируются даже I - II в.в. до н.э. Поэтому, коренные китайцы Борнео так же как и коренные народности, считаются «бумипутра», то есть «сыновья Родины», и по законам Малайзии они наделены большими правами по сравнению с теми, кто не считается «бумипутра», например, по сравнению с индийцами и тамилами, семьи которых так же из поколения в поколение живут в штате Саравак, но не признаны коренными. Китайские мастера искусства керамики производят прекрасные блюда, вазы, чайники, изображая традиционные пейзажи с видами гор и бурных речных потоков, символизирующие единство энергий Ян и Инь, сцены из жизни императорского дворца, обворожительных девушек, играющих на лютне или любующихся цветами. Керамические и тонкие фарфоровые изделия китайских мастеров считались издавна предметом роскоши в домах народности ибан, бидайю и меленау. Они готовы были платить большие деньги, чтобы приобрести сосуд, особенно древний или искусно сымитированный китайцами под старину. Иногда целые семьи влезали в долги, чтобы купить посуду китайской работы.  

Этно-музей культурная Деревня. Дамаи. Штат Саравак. Малайзия.

 

В отличие от керамики, плетёные изделия китайской работы весьма простые и дешёвые. Тем не менее, они отличаются особой прочностью, а конические шляпы хорошо защищают и от солнца, и от дождя.

Этно-музей культурная Деревня. Дамаи. Штат Саравак. Малайзия.

 

Окно малайского дома.

Традиционные дома малайцев имеют внешние черты и европейской, и исконно малайской архитектуры. Окно закрывается двойным двустворчатыми ставнями, снизу от поверхности пола до середины высоты стены - прозрачная резная решетка, с узорами арабески, дающая живописную тень, пропуская солнечный свет. В гостиных малайских зажиточных домов мебель в европейском или арабском стиле, а жилые комнаты имеют типичный для малайцев интерьер, более комфортно соответствующий условиям тропического климата.

Этно-музей культурная Деревня. Дамаи. Штат Саравак. Малайзия.

 

Гостиная малайского дома.

Гостиные в малайском традиционном жилище занимают обширное пространство, иногда больше половины всего дома, чтобы собираться и общаться с друзьями, соседями и многочисленными родственниками. Жилое пространство сравнительно скромное, спальни небольшие.

Этно-музей культурная Деревня. Дамаи. Штат Саравак. Малайзия.

 

Дом народности меланау.

Этно-музей культурная Деревня. Дамаи. Штат Саравак. Малайзия.

 

Пальма саго, выращиваемая при домах народности меланау.

Наряду с традиционными произведениями искусства и архитектуры коренных народов острова Борнео, на территории комплекса представлены концептуальные произведения современных японских скульпторов, объединённые темой единства человеческого общества и жизни природы. Работы японских мастеров хорошо гармонируют с окружающим ландшафтом и вносят дополнительную эмоциональную ноту в знакомство с культурой коренных народов штата Саравак, не утративших не только материальной, хозяйственной, но и духовной связи с природой.

Этно-музей культурная Деревня. Дамаи. Штат Саравак. Малайзия.

 

Каори Фукунага. Капля дождя. Гранит, 2003.

Японский скульптор выразил в этой скульптуре свой взгляд на родство разных народов между собой, ведь на разных стадиях исторического развития у отдалённых друг от друга народов проявляются сходные черты культуры и быта. Особенно интересует автора каменный век, обращение к традициям далёких предков, к их первозданной, простой, незамысловатой и в тоже время привлекающей нас своей загадочностью культуре.

Этно-музей культурная Деревня. Дамаи. Штат Саравак. Малайзия.

 

 Каори Фукунага. Капля дождя. Гранит, 2003.

В этой скульптуре автор подчёркивает священное значение, которое отводится воде во многих традиционных культурах: капли дождя льются с неба, они считаются даром богов и духов для плодородия земли, шаманы камлают, чтобы небо дало дождь, несущий урожай.

 

Ритуальный столб во дворе народности меланау.

 

Ритуальный столб во дворе народности меланау.

Женщина народности меланау продаёт кондитерские изделия, сделанные из муки пальмы саго.

 

Женщина народности меланау продаёт кондитерские изделия, сделанные из муки пальмы саго.

Народ меланау отличается по своим кулинарным предпочтениям от большинства других народов Малайзии - вместо риса в качестве ежедневного продукта питания, представители народа меланау предпочитают пищу, приготовленную из муки пальмы саго, обильно растущей близ берегов полноводных рек. В десятиметровом стволе пальмы накапливается крахмал в период перед началом обильного цветения, тогда ствол разрубают и вынимают крахмальную сердцевину, которую мелко стругают и толкут до консистенции пюре. Потом вымачивают в длинном деревянном корыте (джалур), затем помещают в холщовые мешки и мнут, чтобы вышла жидкость и получился крахмал. Осадки, осевшие на стенки корыта, отколупывают и толкут, получая, таким образом, муку для выпечки, обжарки мяса и овощей, приготовления каш и супов.

Этно-музей культурная Деревня. Дамаи. Штат Саравак. Малайзия.

 

Терка для сердцевины стебля пальмы саго. Народность Меланау. XX век.

Этно-музей культурная Деревня. Дамаи. Штат Саравак. Малайзия.

 

Вход в спальные покои дома народа меланау охраняют обереги и магические рисунки.

Магические обереги желтого, красного и черного цветов символизируют единение трёх миров - небесного, где сияет солнце теплыми жёлтыми лучами, мир живых (символизируемый красным цветом), а так же мир духов предков (ассоциирующийся с черным цветом, означающим цвет плодородной земли, дарующей обильный урожай по воле вездесущих духов).

Бронзовые старинные китайские чайники - признак благосостояния семьи меланау.

 

Бронзовые старинные китайские чайники - признак благосостояния семьи меланау.

Китайские бронзовые чайники, очень прочные, долго сохраняющие воду горячей и чай свежим, по своей форме гармоничны  и просты, на крышках многих из них помещают льва-собаку, охраняющую от злых духов, или дракона. В семьях меланау, как у многих других даяков, наличие керамических сосудов и бронзовых чайников считалось признаком богатства, эти предметы роскоши использовали в качестве приданого, закладывали под залог, и обменивали на домашний скот.

Ритуальная ладья и образы духов предков в доме меланау

 

Ритуальная ладья и образы духов предков в доме меланау.

 

У народности меланау развита система магических знаний, влияющих на образ жизни и культуру. Шаман у меланау - фигура почитаемая, овеянная суеверными страхами и раболепным преклонением. Считается, что он может наслать порчу, а может исцелить от любой болезни. Каждая болезнь имеет, подобно человеку, дух, облик, характер, и задача шамана целителя создать изображение болезни, чтобы та переселилась из тела человека в эту фигурку из дерева. Когда фигурка готова, шаман помещает её на модель корабля, хорошо оснащённого для дальнего вояжа, и пускает вниз по течению реки. Песнопения и другие церемонии сопровождают корабль в дальнее плавание, и вся деревня собирается и веселится, провожая дух болезни. Семья пациента щедро угощает соседей и жреца. Не все болезни лечатся таким образом, а только самые тяжёлые, незначительные недомогания шаманы исцеляют заговорами, песнопениями и, конечно, же травяными отварами и мазями.

Длинный дом народности ибан.

 

Длинный дом народности ибан.

Народность Ибан, или, как их ещё называли «морские даяки», были знамениты особой свирепостью и азартом в охоте за головами. Они оснащали корабли для походов по морю  и реке Саравак, в поисках ценного трофея. Юноша не мог найти невесту, если в качестве обручального подарка он не способен ... предоставить голову убитого врага. До тех пор, пока молодой человек не принёс в дом голову врага, он не считался взрослым мужчиной. Даже брунейские султаны, наместники которых долгое время правили в Сараваке, не могли придумать никакого эффективного метода, чтобы побороть этот обычай, и только с приходом к власти «белого раджи» Джеймса Брука «добрую традицию» стали искоренять не менее жестокими методами: каждого, уличённого в охоте за головами, подвергали публичной казни. Но и это не могло остановить «традицию», просуществовавшую вплоть до первой трети XX века, а то и значительно дольше. Теперь же конфликты между соседними деревнями даяков решаются юридическими методами, а вяленые головы врагов, хранившиеся в частных домах, теперь выставляются в этнографических музеях в городах штата Саравак.

Жилище народности оранг-улу.

 

Жилище народности оранг-улу

Народ оранг-улу живут в длинных домах, отличающихся особой декоративностью в оформлении опорных колонн, дверей, ворот и ритуальных столбов во дворе. Талантливые мастера славятся резьбой по дереву, изготовлением плетёных бус, соломенных шляп. Немало преуспели они и в искусстве татуировок - каждая татуировка имеет символический смысл и говорит о социальном статусе и даже о характере обладателя.

Многие представители народа оранг-улу в наши дни исповедают христианство, но всё равно сохраняют связь  с древними анимистическими верованиями. Наиболее привлекательная часть культуры народности оранг-улу - это игра на музыкальном инструменте сапэ, лютне с двумя или четырьмя струнами, и пение народных песен.

Народ оранг-улу делится сейчас на 27 племён, проживающих в отдалённых от городов деревнях в штате Саравак. Жилище народа оранг-улу - типичный для всех даяков «длинный дом», который установлен на высоких резных колоннах-сваях, способных уберечь жилое пространство от половодий и даёт большой простор для разведения домашнего скота внизу, под жилым пространством. Племена оранг-улу славятся своими декоративными изделиями из бисера, резьбой по дереву и  кости.

Изящные и замысловатые узоры, вырезанные на колоннах-сваях и на опорных колоннах служат не только декоративным целям, они подчёркивают социальный статус владельца и являются оберегом.

Жилище народности оранг-улу.
 

 

В каждом доме народности оранг-улу есть музыкальные инструменты - барабаны и лютни (сапэ). Они используются во время праздников, церемоний, ритуалов.

Барабан народности оранг-улу. Считается, звук барабана отгоняет от дома злых духов. В давние  времена, звон барабана, повторенный определённое количество раз, мог означать призыв к войне.

Этно-музей культурная Деревня. Дамаи. Штат Саравак. Малайзия.

 

Антропоморфное изображение  с двумя драконами. Короб для сбора лесных фруктов.

Обычно, рано утром семья оранг-улу собирается в лес, чтобы собирать лесные фрукты и целебные травы. Взрослые берут вместительные плетёные корзины и мачете, чтобы срубать с ветвей плоды, а дети берут маленькие коробы, украшенные, как правило, ракушками каури, считающимися эффективными оберегами для детей от лесных хищников и несчастных случаев.

Этно-музей культурная Деревня. Дамаи. Штат Саравак. Малайзия.

 

Шапка народности оранг-улу, плетённая из листьев кокосовой пальмы и украшенная бисером.

В декоре костюмов и в украшениях народности оранг-улу преобладает сочетание красного и жёлтого, теплых цветов, ассоциирующихся с жизнью, солнцем, урожаем.

Керамические сосуды для брожения рисового и пальмового вина, и для получения настоек на травяных сборах.

 

Керамические сосуды для брожения рисового и пальмового вина, и для получения настоек на травяных сборах. 

Большие керамические сосуды китайского производства служили в домах даяков предметом роскоши, обладание коллекцией из таких сосудов считалось ценным состоянием.

Национальный костюм народности оранг-улу.

 

Национальный костюм народности оранг-улу.

В национальном костюме народности оранг-улу всё те же растительные орнаменты, что и в резьбе по дереву, и в росписи соломенных шляп, и в декоре на национальных музыкальных инструментах. В переплетениях причудливых линий угадываются завитки тропических лиан, гребни волн крутых горных потоков, ажурные кудряшки древесной стружки, остающейся после изготовления резного изделия, будь то ритуальный столб или лютня.

 

Концерт традиционной музыки на музыкальном инструменте сапэ в доме оранг-улу.

 

Концерт традиционной музыки на музыкальном инструменте сапэ в доме оранг-улу.

Музыка, исполняемая на сапэ, течёт размеренно, плавно, спокойно, словно бы тихое колыхание ветра в тени пальм, как сама жизнь в единстве с природой джунглей. Бытовые плетёные изделия народности оранг-улу, представленные в коллекции, просты по форме и дизайну, но сложны по технике плетения, которая отличается особой тщательностью во внимании к деталям, как к функциональным, так и к декоративным элементам, а так же строгой ритмичностью и плотностью.

 

Дом народности пенан.

 

Дом народности пенан.

Народность пенан наиболее консервативная из всех даяков, и многие  семьи этой народности до сих пор проживают в лесах, далеко от посёлков и городов, и промышляют охотой, рыболовством и собирательством. Они кочуют по джунглям и создают простые по конструкции временные дома из листьев кокосовой пальмы, тростника и ротанга. Язык пенан отличается от языков других народностей, проживающих в соседстве с ними (кениях, кайян, мурут и келабит). В 1950-е годы правительство Малайзии совместно с  зарубежными христианскими миссионерами стремилось разработать программу по созданию оседлых поселений и улучшения условий быта народности пенан. Однако, программа эта успехом не увенчивается до сих пор: семьи пенан считают более комфортным и привлекательным тот образ жизни, который вели их предки веками, а не тот, что пытается навязать правительство и зарубежные благодетели. Лишь в последнее время молодое поколение заинтересовалось благами западной культуры и работой в сфере сельского хозяйства, начало выращивать рис, овощи и фрукты, но это лишь малая часть всего населения, не отступающего от принципов кочевой жизни. Среди лесной дичи пенан предпочитают диких свиней, оленей, обезьян, ящериц, лягушек и даже змей. Охотятся они с помощью «келпуд» - трубки, из которой стреляют, выдувая острые дробинки, смоченные специально изготовленным ядом из соков различных ядовитых растений. Такое же оружие используется не только для добычи пропитания, но и во время межплеменных распрей. Ожесточенная антиправительственное сопротивление племена пенан оказывали в 1960-е годы, когда большие территории лесов отдавались для промышленных и сельскохозяйственных нужд, и правительство вынуждало пенан покидать леса и приобщаться к оседлости.

Крисы, использовавшиеся в охоте и на войне.

 

Представитель народности пенан за изготовлением криса.

 

Представитель народности пенан за изготовлением криса.

За права народности пенан вести традиционный образ жизни и жить среди джунглей, а так же и за сохранение лесов в штате Саравак, борются сейчас международные организации экологов и объединения по защите прав малых народов. Среди энтузиастов в борьбе за права народности пенан личностью весьма скандальной был швейцарец Бруно Мансер, проживший среди племён пенан в общей сложности шесть лет, изучая их язык, культуру, традиции и способы выживания в условиях дикой природы. Он активно сопротивлялся вырубке лесов, привлёк внимание международной общественности к проблемам коренных народов Малайзии, и, конечно, навлёк на себя гнев и малайского правительства, и крупных европейских и японских промышленников, заинтересованных в поставках редких пород древесины и в создании плантаций гевеи. В 2000 году Бруно Мансер бесследно пропал, ни его тела, ни вещей не находили. По некоторым версиям, он погиб, заблудившись в лесах, по другим - его «убрали» со сцены борьбы заинтересованные в том лица. Так или иначе, после его многолетней борьбы внимание экологов и правозащитников всего мира теперь приковано к проблемам народа пенан, и правительству приходится с этим считаться и идти на уступки. В частности, воссозданное для туристов жилище народности пенан и мастер-классы традиционных ремёсел позиционируют этническую культуру пенан как важную часть жизни острова Борнео.

Музыкальные инструменты народности пенан

 

Музыкальные инструменты народности пенан.

В доме народности бидайю весят чугунные гонги, использующиеся для проведения религиозных ритуалов, и являющиеся так же показателем семейного достатка. Гонги передавались из поколения в поколение, как ценное наследство, и, по поверью, в гонгах таятся духи предков.

Этно-музей культурная Деревня. Дамаи. Штат Саравак. Малайзия.

 

Просмоленные циновки, глиняные сосуды для вина, гонги и барабаны создают уют в интерьере общинного дома народности бидаю.

Этно-музей культурная Деревня. Дамаи. Штат Саравак. Малайзия.

 

Народная мастерица бидайю создаёт очередной жилет из просмоленного и сушёного волокна пальмы.

 

Народная мастерица бидайю создаёт очередной жилет из просмоленного и сушёного волокна пальмы.

Ахмад Сопанди. Образ горы Сантубонг. Резьба, песчаник, 2003 г.
 

 

Ахмад Сопанди. Образ горы Сантубонг. Резьба, песчаник, 2003 г.

Скульптор Сопанди родом с острова Ява имеет тесную родственную связь с горной народностью бадуй, живущей на западе острова, и обладающую сходной с даяками культуру, в которой значительное место занимает поклонение духам предков и природы. Скульптор черпает вдохновение в народных традициях и отражает в своей работе и эмоции, и ощущение неразрывного единства с природой, и отголоски древних мифов и легенд. Так, угадывается силуэт ящерицы, которая одновременно кажется частью головы какого-то гигантского чудовища, похожего на дракона - типичный приём, использовавшийся в искусстве первобытных наскальных рисунков, столь искусно использованный современным мастером для отображения образа священной горы, каким он представляется в рамках мифопоэтического мышления традиционных народов.

Приспособление для выжимания сока из сахарного тростника

 

Приспособление для выжимания сока из сахарного тростника - «пэмапит тэбу».

Из сахарного тростника получают ценный вкусный сок, утоляющий жажду и придающий бодрость в жару.

Приспособление для выжимания сока из сахарного тростника - «пэмапит тэбу».

 

Сахарный тростник выращивается рядом с посадками других ценных сельскохозяйственных культур. Его срубают и используют как недорогую закуску, утоляющую голод и жажду, ведь стебель можно жевать как жвачку, высасывая сок и выплёвывая жесткие волокна. Но самое вкусное лакомство - это непосредственно сок, хороший как свежим выжатым, так и пропущенным через самогонный аппарат и превращённым, таким образом, в крепкий ром, особенно популярный среди народности бидайю.

Румах барук

 

«Румах барук» народности ибан - «дом голов».

У народности ибан общинный дом - это так называемый «румах барук», где проводятся общественные собрания, избираются вожди и старосты, происходят чествования вернувшихся из военные походов мужчин. В центре этого дома под крышей подвешивались обугленные головы врагов, стены украшали ритуальные гонги.

Этно-музей культурная Деревня. Дамаи. Штат Саравак. Малайзия.

 

Представитель народности ибан, занимающийся резьбой по дереву, приветствует туристов в доме.

Ритуальный столб предков

 

Ритуальный столб предков - воспроизведение «круга жизни», новых рождений и утверждение вечности жизни. Такие ритуальные столбы обычно ставятся во дворах традиционных домов. Здесь ритуальные столбы поставлены по обе стороны дороги - как символ входа во врата Вечности, прикоснуться к которой может здесь каждый посетитель, ведь Вечность проявляет себя в простых и незатейливых предметах традиционного быта, в национальных костюмах, танцах, инсталляциях, скульптурах и картинах.

В музейном комплексе Дамаи воссоздана жизнь традиционных народов острова Борнео в её повседневности, со всей красотой местной культуры, с изяществом искусства и  очарованием ремесел, секреты которых передаются из поколения в поколение. Посетив мир художественного пространства Дамаи, мы убеждаемся, что художественные традиции древности живы на острове Борнео до сих пор, и каждая новая эпоха лишь вносит в них большую силу фантазии и мастерства, не изменяя истока, подобно природе джунглей, возрождающейся, таящей множество тайн, завораживающей своей красотой, вечностью, многообразием проявлений жизни...

 

Лукашевская Яна Наумовна, историк искусства, независимый арт-критик, куратор выставок, © www.wm-painting.ru


От: Лукашевская Я.Н.






Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.
Вам могут быть интересны следующие ресурсы:


« Выставочный зал в Культурной Деревне. Дамаи. Штат Саравак, Малайзия.